М.Л. Ивлева
6
Гуманитарный вестник
# 4·2017
несформированность социальных навыков и способностей, неумение
решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует
максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном
ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализа-
цией этой индивидуальности является творчество, уровень развития
и проявления которого зависит от личностных качеств и средовых
характеристик.
Используемый в статье термин РКС адекватно отражает суть
процессов социального взаимодействия и направления развития ода-
ренных детей. Под РКС понимается система ключевых факторов,
оказывающих решающее воздействие и благоприятствующих разви-
тию ребенка через оптимальное общение с ним. Ее структурные ком-
поненты — люди (в том числе ребенок), культура, природный и ма-
териальный мир вокруг ребенка. Каждый компонент обладает разной
степенью активности. Если попытаться графически представить РКС,
то она может иметь форму эллипса с двумя равноценными фокусами
(ребенок и взрослый). Все остальное пространство заполнено такими
составляющими РКС, как культура и природа, а нитью, связующей
все обозначенные выше элементы, окажется общение.
РКС можно рассматривать в трех взаимосвязанных планах: как
систему, как процесс, как индивидуальный или совокупный резуль-
тат этого процесса. В работе РКС характеризуется в соответствии с
принципами системности. Она предстает целостной, несводимой к
сумме свойств составляющих ее элементов (одаренный ребенок, дру-
гой значимый человек, культура, природа) и не выводимой из
свойств целого, системой. Каждый элемент, свойство и отношение
РКС зависят от их места и функций внутри целого.
Еще одно свойство РКС — структурность, или наличие сети связей
и отношений, которые в составе структуры могут обусловить поведение
РКС. Также РКС обладает иерархичностью, т. е. каждый ее компонент,
в свою очередь, может рассматриваться как система. РКС зависит от
среды обитания, в процессе взаимодействия с которой РКС проявляет
свои свойства, являясь при этом активным компонентом.
Наконец, для РКС характерна многоаспектная представленность
в силу ее сложности. В результате адекватное познание РКС требует
построения множества различных моделей, каждая из которых опи-
сывает лишь определенный аспект. Установлено, что все педагогиче-
ские и психологические воздействия среды, направленные на ода-
ренного ребенка, представляют собой единое психологическое про-
странство существования и развития ребенка.
Одаренный ребенок рассматривается как активный субъект всех
отношений, складывающихся в образовательной среде, и личность
ученика является центральным компонентом этой среды. Изучение и