Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

6

Гуманитарный вестник

# 4·2017

несформированность социальных навыков и способностей, неумение

решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует

максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном

ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализа-

цией этой индивидуальности является творчество, уровень развития

и проявления которого зависит от личностных качеств и средовых

характеристик.

Используемый в статье термин РКС адекватно отражает суть

процессов социального взаимодействия и направления развития ода-

ренных детей. Под РКС понимается система ключевых факторов,

оказывающих решающее воздействие и благоприятствующих разви-

тию ребенка через оптимальное общение с ним. Ее структурные ком-

поненты — люди (в том числе ребенок), культура, природный и ма-

териальный мир вокруг ребенка. Каждый компонент обладает разной

степенью активности. Если попытаться графически представить РКС,

то она может иметь форму эллипса с двумя равноценными фокусами

(ребенок и взрослый). Все остальное пространство заполнено такими

составляющими РКС, как культура и природа, а нитью, связующей

все обозначенные выше элементы, окажется общение.

РКС можно рассматривать в трех взаимосвязанных планах: как

систему, как процесс, как индивидуальный или совокупный резуль-

тат этого процесса. В работе РКС характеризуется в соответствии с

принципами системности. Она предстает целостной, несводимой к

сумме свойств составляющих ее элементов (одаренный ребенок, дру-

гой значимый человек, культура, природа) и не выводимой из

свойств целого, системой. Каждый элемент, свойство и отношение

РКС зависят от их места и функций внутри целого.

Еще одно свойство РКС — структурность, или наличие сети связей

и отношений, которые в составе структуры могут обусловить поведение

РКС. Также РКС обладает иерархичностью, т. е. каждый ее компонент,

в свою очередь, может рассматриваться как система. РКС зависит от

среды обитания, в процессе взаимодействия с которой РКС проявляет

свои свойства, являясь при этом активным компонентом.

Наконец, для РКС характерна многоаспектная представленность

в силу ее сложности. В результате адекватное познание РКС требует

построения множества различных моделей, каждая из которых опи-

сывает лишь определенный аспект. Установлено, что все педагогиче-

ские и психологические воздействия среды, направленные на ода-

ренного ребенка, представляют собой единое психологическое про-

странство существования и развития ребенка.

Одаренный ребенок рассматривается как активный субъект всех

отношений, складывающихся в образовательной среде, и личность

ученика является центральным компонентом этой среды. Изучение и