Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

2

Гуманитарный вестник

# 4·2017

разных ракурсов. Выделяются проблемы соотношения биологическо-

го и социального, характера действия среды, ее взаимодействия с че-

ловеком, взаимовлияния субъекта и среды, воздействия среды на че-

ловека, особенностей восприятия среды, реакции человека на взаи-

модействие с окружающей средой, экологии среды, условий и

механизмов адаптации к среде.

Анализ понятийного аппарата категории «среда» позволил выде-

лить следующие концептуальные компоненты в ее дефинициях: про-

странственно-временное тело бытия человека, целостный мир, сред-

ство самоопределения человека, пространство поведения человека,

сфера, производная от социальных процессов, средство самовыраже-

ния человека, набор раздражителей, окружающие человека обще-

ственные, материальные и духовные условия его существования.

Взаимодействие ребенка с окружающей средой обусловлено

двумя встречными тенденциями, а именно изменениями внешней

среды под влиянием деятельности человека и изменениями самого

человека под влиянием среды, что находит отражение в особенностях

психики. Механизм отношений человека и среды может быть пред-

ставлен следующим образом: в результате взаимодействия индивида

с окружающими его условиями оформляется особая промежуточная

реальность, образ, в котором представлены различные компоненты

социальной среды (идеологические, экономические, технические, по-

знавательные, социокультурные и мотивационные). Тип развития ре-

бенка складывается в соответствии с образом жизни, который предо-

ставляет среда: социально-экономические условия семьи, уровень и

особенности социокультурного развития среды жизнедеятельности,

предоставляющие возможности развития. Однако путь личностного

становления каждого человека строго индивидуален и зависит от

многих факторов.

Вопрос о роли среды в процессе социализации является одним из

ключевых в современной психологии одаренности. При этом важное

значение имеет тот факт, что проблемы социализации относятся к

числу наиболее трудноразрешимых для одаренных детей. По данным

П. Роуландс [2], большинство одаренных детей имеет негативную

Я-концепцию. Именно поэтому в ряде программ предусмотрен ак-

цент на социальное окружение с повышенным вниманием к семейной

среде (например, труды К.А. Хеллера, К. Перлета [3]).

Признавая, что макросреда (общественная, широкая среда) ока-

зывает серьезное влияние на развитие одаренных детей, специали-

сты, тем не менее, уверены, что именно семья как компонент микро-

среды обеспечивает конкретизацию этого влияния, выступает тем

условием, которое организует усвоение норм и требований общества,

доносит до ребенка задачи, выдвигаемые общественной средой, и