М.Л. Ивлева
2
Гуманитарный вестник
# 4·2017
разных ракурсов. Выделяются проблемы соотношения биологическо-
го и социального, характера действия среды, ее взаимодействия с че-
ловеком, взаимовлияния субъекта и среды, воздействия среды на че-
ловека, особенностей восприятия среды, реакции человека на взаи-
модействие с окружающей средой, экологии среды, условий и
механизмов адаптации к среде.
Анализ понятийного аппарата категории «среда» позволил выде-
лить следующие концептуальные компоненты в ее дефинициях: про-
странственно-временное тело бытия человека, целостный мир, сред-
ство самоопределения человека, пространство поведения человека,
сфера, производная от социальных процессов, средство самовыраже-
ния человека, набор раздражителей, окружающие человека обще-
ственные, материальные и духовные условия его существования.
Взаимодействие ребенка с окружающей средой обусловлено
двумя встречными тенденциями, а именно изменениями внешней
среды под влиянием деятельности человека и изменениями самого
человека под влиянием среды, что находит отражение в особенностях
психики. Механизм отношений человека и среды может быть пред-
ставлен следующим образом: в результате взаимодействия индивида
с окружающими его условиями оформляется особая промежуточная
реальность, образ, в котором представлены различные компоненты
социальной среды (идеологические, экономические, технические, по-
знавательные, социокультурные и мотивационные). Тип развития ре-
бенка складывается в соответствии с образом жизни, который предо-
ставляет среда: социально-экономические условия семьи, уровень и
особенности социокультурного развития среды жизнедеятельности,
предоставляющие возможности развития. Однако путь личностного
становления каждого человека строго индивидуален и зависит от
многих факторов.
Вопрос о роли среды в процессе социализации является одним из
ключевых в современной психологии одаренности. При этом важное
значение имеет тот факт, что проблемы социализации относятся к
числу наиболее трудноразрешимых для одаренных детей. По данным
П. Роуландс [2], большинство одаренных детей имеет негативную
Я-концепцию. Именно поэтому в ряде программ предусмотрен ак-
цент на социальное окружение с повышенным вниманием к семейной
среде (например, труды К.А. Хеллера, К. Перлета [3]).
Признавая, что макросреда (общественная, широкая среда) ока-
зывает серьезное влияние на развитие одаренных детей, специали-
сты, тем не менее, уверены, что именно семья как компонент микро-
среды обеспечивает конкретизацию этого влияния, выступает тем
условием, которое организует усвоение норм и требований общества,
доносит до ребенка задачи, выдвигаемые общественной средой, и