М.Л. Ивлева
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
граммы для одаренных детей с позиции поиска их конструктивных
возможностей в плане развития. При этом нельзя забывать, что дан-
ные программы не должны строиться на абсолютизации социального
начала в одаренном ребенке либо основываться на отдельно взятом
аспекте развития. Необходим учет всех особенностей целостной био-
социальной природы человека и их влияния друг на друга. С этой це-
лью программы для одаренных детей должны также основываться на
достижениях естественных наук в решении вопроса о соотношении
биологического и социального в природе человека, результатах инте-
гративных биолого-гуманитарных исследований. Это и знания зако-
нов возрастной психофизиологии и природы индивидуальности, и
учет половых особенностей протекания высших психических функ-
ций. Внедрение такого подхода в практику обучения и воспитания
одаренных детей поможет преодолеть тенденцию к усреднению
взглядов на личность одаренного ребенка, создаст условия для адек-
ватного развертывания заложенных в одаренном ребенке программ
мозгового развития и формирования среды, подходящей для реализа-
ции его индивидуальных возможностей.
Методика обучения, в свою очередь, должна строиться не на ти-
повых способах, а на специфических методах и средствах обучения и
воспитания, идущих от запросов и реальных возможностей одарен-
ного ребенка, но не от представления взрослых о том, что необходи-
мо детям. В процессе определения количественного состава группы
обучаемых, пространственной организации среды, формирования
эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер и т. д. следует
принимать во внимание природу индивидуальности, ее биогенетиче-
ские основы с тем, чтобы сформировать надежный фундамент для
разработки практических рекомендаций создателям программ для
одаренных детей по своевременному выявлению проблем преодоле-
ния и предотвращения нежелательного развития.
Возможны различные стратегии выстраивания отношений со
средой. Наиболее распространены адаптация к среде и организация
среды, ее воспроизведение. В первой стратегии предусматривается, что
бремя приспособления полностью ложится на одаренного ребенка, оно
не разделяется его микросредой. В основе второй стратегии — актив-
ность одаренного ребенка, направленная на создание, построение си-
стемы новых отношений, соответствующих сфер его жизнедеятель-
ности и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего раз-
вития, т. е. усиление активной роли одаренного ребенка за счет
вхождения в число воздействующих на общую ситуацию развития
новых групп людей. Расширяется разнообразие самодеятельного
проявления одаренного ребенка на разных уровнях, в разных формах
и видах представленного.