Гуманитарный вестник
# 4·2017 1
УДК
159.9.01
DOI 10.18698/2306-8477-2017-4-435
Концепция развивающей коммуникативной среды
в проблемном поле одаренности
©
М.Л. Ивлева
Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, Россия
Проанализирована роль среды с точки зрения ее воздействия на одаренных детей.
Рассмотрены различные подходы к разработке стратегий и конкретных методик
развития одаренности. Обосновано положение о том, что одним из наиболее пер-
спективных направлений разработки методического аппарата работы с одарен-
ными детьми является создание развивающей коммуникативной среды.
Ключевые слова:
одаренность, программы развития одаренных детей, развиваю-
щая коммуникативная среда, создание развивающей коммуникативной среды,
свойства развивающей коммуникативной среды, функции развивающей коммуни-
кативной среды
Проведенный анализ теоретических, экспериментальных и практи-
ческих разработок в области психологии одаренности [1] свидетель-
ствует о том, что общепризнанным фактором развития одаренного ре-
бенка выступает среда. В статье предпринимается попытка уточнить
теоретические позиции, которые являются наиболее значимыми для це-
лей исследования одаренности в ее связи с проблематикой среды.
Категория среды вошла в научный обиход через обсуждение со-
отношения биологического и социального в природе человека. От-
влеченно-философское рассмотрение данной проблемы привело к
оформлению позиции максимумов в оценке этого соотношения. На
крайних полюсах расположились марксистско-ленинская традиция с
абсолютизацией роли социума и биологизаторский подход, в кото-
ром человек рассматривается как уникальная биотехническая маши-
на. Современные представления позволили сделать вывод о биосоци-
альной природе человека и привели к пониманию его системной це-
лостности. Развитие человека осуществляется в результате не
механического соединения двух линий, а их диалектически нераз-
рывной взаимосвязи.
Активное изучение среды пришлось на 70-е годы XX в., а в
настоящее время выделилось и оформилось новое направление —
психология среды, функции которого — значительный потенциал
знаний, разработка обширного методического и теоретического бази-
са, формирование теоретических позиций по ряду ключевых аспек-
тов, рассмотрение проблемы и направлений ее изучения с разнооб-