1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 4·2017 1

УДК

159.9.01

DOI 10.18698/2306-8477-2017-4-435

Концепция развивающей коммуникативной среды

в проблемном поле одаренности

©

М.Л. Ивлева

Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, Россия

Проанализирована роль среды с точки зрения ее воздействия на одаренных детей.

Рассмотрены различные подходы к разработке стратегий и конкретных методик

развития одаренности. Обосновано положение о том, что одним из наиболее пер-

спективных направлений разработки методического аппарата работы с одарен-

ными детьми является создание развивающей коммуникативной среды.

Ключевые слова:

одаренность, программы развития одаренных детей, развиваю-

щая коммуникативная среда, создание развивающей коммуникативной среды,

свойства развивающей коммуникативной среды, функции развивающей коммуни-

кативной среды

Проведенный анализ теоретических, экспериментальных и практи-

ческих разработок в области психологии одаренности [1] свидетель-

ствует о том, что общепризнанным фактором развития одаренного ре-

бенка выступает среда. В статье предпринимается попытка уточнить

теоретические позиции, которые являются наиболее значимыми для це-

лей исследования одаренности в ее связи с проблематикой среды.

Категория среды вошла в научный обиход через обсуждение со-

отношения биологического и социального в природе человека. От-

влеченно-философское рассмотрение данной проблемы привело к

оформлению позиции максимумов в оценке этого соотношения. На

крайних полюсах расположились марксистско-ленинская традиция с

абсолютизацией роли социума и биологизаторский подход, в кото-

ром человек рассматривается как уникальная биотехническая маши-

на. Современные представления позволили сделать вывод о биосоци-

альной природе человека и привели к пониманию его системной це-

лостности. Развитие человека осуществляется в результате не

механического соединения двух линий, а их диалектически нераз-

рывной взаимосвязи.

Активное изучение среды пришлось на 70-е годы XX в., а в

настоящее время выделилось и оформилось новое направление —

психология среды, функции которого — значительный потенциал

знаний, разработка обширного методического и теоретического бази-

са, формирование теоретических позиций по ряду ключевых аспек-

тов, рассмотрение проблемы и направлений ее изучения с разнооб-