Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Концепция развивающей коммуникативной среды в проблемном поле одаренности

Гуманитарный вестник

# 4·2017 3

реализует их. Так, согласно Д.Б. Эльконину [4], из внешне однород-

ной среды каждый индивид активно избирает одни и отвергает дру-

гие элементы, в результате чего внутри общей среды для каждого че-

ловека складывается индивидуальная, личная среда.

Оценивая роль среды с точки зрения ее воздействия на одаренных

детей, следует признать, что она способствует процессу их психиче-

ского (познавательного и личностного) развития. Именно поэтому

термин «развивающая среда» вполне уместен и в целом адекватно от-

ражает суть процессов социального взаимодействия и направление,

которое оно придает развитию. При этом важно отметить, что под раз-

витием в работе понимается, согласно отечественной психологии,

сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в

ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллекту-

альные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в са-

мом человеке (Л.С. Выготский [5], А.Н. Леонтьев [6], Б.Т. Ананьев [7]

и др.). Общими характеристиками развития, по Л.И. Анцыферовой [8],

являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохра-

нение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В этой

связи следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие, как ука-

зывает А.Н. Поддъяков [9], может быть представлено не только как

поддерживающее и помогающее, но и как противодействующее, тор-

мозящее и замедляющее процесс обучения и развития.

Учет фактора развивающей среды позволяет разрешить многие

проблемы одаренных детей, поскольку именно развивающая среда

способствует формированию позитивной Я-концепции, концепции

творческого конформизма для разрешения конфликта между сохра-

нением независимости и подчинением групповым интересам, умень-

шению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению

поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию

блокировки творческой энергии одаренного ребенка, оформлению

адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обще-

стве, стимулированию позитивного умственного развития и даже от-

крытию ребенком своей одаренности.

Оценивая различные подходы к разработке стратегий и конкрет-

ных методик развития одаренности, нельзя не учитывать наиболее

общие положения концепции среды. В частности, двумя взаимосвя-

занными типами социального взаимодействия, по-разному меняю-

щими направление процесса познавательного и личностного разви-

тия одаренного ребенка, закономерности этого процесса, его струк-

туру и результаты, являются помощь и противодействие. Корреляция

этих двух фундаментальных типов отношений между ребенком и

средой составляет суть процесса развития. Соответственно, помощь и

противодействие должны быть осмыслены и транслированы в про-