Концепция развивающей коммуникативной среды в проблемном поле одаренности
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
реализует их. Так, согласно Д.Б. Эльконину [4], из внешне однород-
ной среды каждый индивид активно избирает одни и отвергает дру-
гие элементы, в результате чего внутри общей среды для каждого че-
ловека складывается индивидуальная, личная среда.
Оценивая роль среды с точки зрения ее воздействия на одаренных
детей, следует признать, что она способствует процессу их психиче-
ского (познавательного и личностного) развития. Именно поэтому
термин «развивающая среда» вполне уместен и в целом адекватно от-
ражает суть процессов социального взаимодействия и направление,
которое оно придает развитию. При этом важно отметить, что под раз-
витием в работе понимается, согласно отечественной психологии,
сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в
ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллекту-
альные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в са-
мом человеке (Л.С. Выготский [5], А.Н. Леонтьев [6], Б.Т. Ананьев [7]
и др.). Общими характеристиками развития, по Л.И. Анцыферовой [8],
являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохра-
нение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В этой
связи следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие, как ука-
зывает А.Н. Поддъяков [9], может быть представлено не только как
поддерживающее и помогающее, но и как противодействующее, тор-
мозящее и замедляющее процесс обучения и развития.
Учет фактора развивающей среды позволяет разрешить многие
проблемы одаренных детей, поскольку именно развивающая среда
способствует формированию позитивной Я-концепции, концепции
творческого конформизма для разрешения конфликта между сохра-
нением независимости и подчинением групповым интересам, умень-
шению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению
поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию
блокировки творческой энергии одаренного ребенка, оформлению
адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обще-
стве, стимулированию позитивного умственного развития и даже от-
крытию ребенком своей одаренности.
Оценивая различные подходы к разработке стратегий и конкрет-
ных методик развития одаренности, нельзя не учитывать наиболее
общие положения концепции среды. В частности, двумя взаимосвя-
занными типами социального взаимодействия, по-разному меняю-
щими направление процесса познавательного и личностного разви-
тия одаренного ребенка, закономерности этого процесса, его струк-
туру и результаты, являются помощь и противодействие. Корреляция
этих двух фундаментальных типов отношений между ребенком и
средой составляет суть процесса развития. Соответственно, помощь и
противодействие должны быть осмыслены и транслированы в про-