Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Концепция развивающей коммуникативной среды в проблемном поле одаренности

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

Исходя из понимания направленности среды не просто на содей-

ствие развитию другого, но и на саморазвитие (то есть среда становит-

ся развивающей в том случае, если она способствует взаимному разви-

тию включенных в нее людей как субъектов этого процесса), упор де-

лается на термин «саморазвитие». Таким образом подчеркивается

собственная активная роль растущего одаренного ребенка как понача-

лу стихийного, а затем сознательного субъекта своей жизни. Еще одна

движущая сила становления личности одаренного ребенка — взрос-

лые, выступающие не просто как условие личностного развития, а как

участники этого процесса, его субъекты, которые стимулируют или

подавляют собственную активность ребенка. Совместная деятель-

ность и деятельное общение взрослых и детей — та среда, в которой

формируются личности одаренного ребенка и взрослого.

Отношение ребенка к среде — важнейший аспект его развития.

Обеспечить оптимальное психологическое и личностное становление

одаренного ребенка возможно через создание развивающей комму-

никативной среды (РКС), изменение содержания деятельности всех

ее субъектов, т. е. людей, вступающих во взаимодействие с одарен-

ными детьми: педагогов, родителей, других детей, семейных врачей

или педиатров, библиотекарей, социальных работников и т. д.

Отстаиваемый автором статьи тезис, на основе которого выстрое-

на концепция, заключается в том, что наиболее перспективным

направлением создания методического аппарата работы с одаренными

детьми является направление, связанное с созданием РКС [10]. В ос-

нове этой концепции лежат следующие положения: об одаренности

как проявлении творческой природы психики [11]; о существовании

разных уровней актуализации одаренности; об обусловленности уров-

ня актуализации одаренности наличием соответствующих природных

и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме при-

родных задатков, склонностей и способностей, о роли общения в про-

цессе социализации [12]. На этих положениях базируется практиче-

ская установка на создание условий для проявления одаренности как

становящегося системного качества психики [13].

Создание РКС — это инновационный процесс, о чем свидетель-

ствует анализ имеющегося в России и за рубежом опыта разработки и

внедрения программ для одаренных детей. По мнению автора, фор-

мирование РКС — необходимое условие полноценного интеллекту-

ального и личностного развития одаренного ребенка, так как, с одной

стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выражен-

ные проблемы одаренных детей, прежде всего социоадаптационные

(коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса соци-

ализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и са-

моуважение, негативное отношение к себе, своему окружению,