Концепция развивающей коммуникативной среды в проблемном поле одаренности
Гуманитарный вестник
# 4·2017 5
Исходя из понимания направленности среды не просто на содей-
ствие развитию другого, но и на саморазвитие (то есть среда становит-
ся развивающей в том случае, если она способствует взаимному разви-
тию включенных в нее людей как субъектов этого процесса), упор де-
лается на термин «саморазвитие». Таким образом подчеркивается
собственная активная роль растущего одаренного ребенка как понача-
лу стихийного, а затем сознательного субъекта своей жизни. Еще одна
движущая сила становления личности одаренного ребенка — взрос-
лые, выступающие не просто как условие личностного развития, а как
участники этого процесса, его субъекты, которые стимулируют или
подавляют собственную активность ребенка. Совместная деятель-
ность и деятельное общение взрослых и детей — та среда, в которой
формируются личности одаренного ребенка и взрослого.
Отношение ребенка к среде — важнейший аспект его развития.
Обеспечить оптимальное психологическое и личностное становление
одаренного ребенка возможно через создание развивающей комму-
никативной среды (РКС), изменение содержания деятельности всех
ее субъектов, т. е. людей, вступающих во взаимодействие с одарен-
ными детьми: педагогов, родителей, других детей, семейных врачей
или педиатров, библиотекарей, социальных работников и т. д.
Отстаиваемый автором статьи тезис, на основе которого выстрое-
на концепция, заключается в том, что наиболее перспективным
направлением создания методического аппарата работы с одаренными
детьми является направление, связанное с созданием РКС [10]. В ос-
нове этой концепции лежат следующие положения: об одаренности
как проявлении творческой природы психики [11]; о существовании
разных уровней актуализации одаренности; об обусловленности уров-
ня актуализации одаренности наличием соответствующих природных
и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме при-
родных задатков, склонностей и способностей, о роли общения в про-
цессе социализации [12]. На этих положениях базируется практиче-
ская установка на создание условий для проявления одаренности как
становящегося системного качества психики [13].
Создание РКС — это инновационный процесс, о чем свидетель-
ствует анализ имеющегося в России и за рубежом опыта разработки и
внедрения программ для одаренных детей. По мнению автора, фор-
мирование РКС — необходимое условие полноценного интеллекту-
ального и личностного развития одаренного ребенка, так как, с одной
стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выражен-
ные проблемы одаренных детей, прежде всего социоадаптационные
(коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса соци-
ализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и са-
моуважение, негативное отношение к себе, своему окружению,