Концепция развивающей коммуникативной среды в проблемном поле одаренности
Гуманитарный вестник
# 4·2017 7
оценка факторов среды проводится с учетом их отношения к субъ-
ектным качествам ученика.
Реализация развивающего потенциала образовательной среды осу-
ществляется совместными усилиями психологов и педагогов. Основы-
ваясь на этом, были не только обозначены ключевые направления рабо-
ты психолога с педагогами, но и их методическое обеспечение. В об-
ласть рассмотрения были включены в том числе и проблемы оказания
помощи педагогам при контактах с родителями одаренных детей, а
также оценки эффективности образовательной среды.
Работа по созданию РКС для одаренных детей должна стать од-
ним из важных и актуальных направлений деятельности психолога.
Целесообразность проведения этой работы определяется насущ-
ной потребностью компенсировать отставание в этой области; необ-
ходимостью преодоления антиинтеллектуалистских установок, рас-
пространенных в обществе; стремлением обеспечить полноценное
развитие одаренного ребенка и достичь оптимального соответствия
конкретных программ особенностям этой группы детей [14].
В процессе работы необходимо решить следующие задачи:
•
разработать и апробировать систему мер, направленных на
улучшение социальной среды одаренных детей (климата в семье,
школе, условий обучения, отношений со сверстниками и т. п.);
•
развить творческие умственные параметры интеллекта детей
наряду с его рассудочным уровнем;
•
повысить компетентность ребенка в любой области деятельно-
сти;
•
обеспечить оптимизацию процесса социализации детей и пре-
одоления возможных трудностей в их социальной адаптации;
•
способствовать развитию адекватной Я-концепции и самоува-
жения, плодотворного отношения к учебе, к себе и своему окруже-
нию;
•
сформировать и развить социальные навыки и способность по-
нимания других людей и чуткого отношения к ним;
•
помочь овладеть умениями и навыками в решении возникаю-
щих у ребенка проблем.
Если рассмотреть понятие РКС как родовое, то ее адекватное
описание предполагает построение множества различных моделей,
каждая из которых отражает лишь определенный аспект. Главными
структурными элементами развивающей среды являются одаренный
ребенок, значимый для него взрослый, культура, природа. Нисколько
не желая умалить значение других подсистем в структуре РКС, автор
статьи рассматривает в качестве главного условия и средства психи-
ческого и личностного развития одаренного ребенка обучение. Соот-
ветственно, центральными фигурами модели развивающей среды вы-