Закономерности тройной детерминации криминального поведения
Гуманитарный вестник
# 4·2017 7
в обществе моралью и законом и совершить преступление. Чем ниже
уровень нравственности человека, тем на более тяжкие преступления
он будет способен.
Если отрицать наличие задатков к криминальному поведению, то
становится необъяснимым само существование преступлений, посколь-
ку любая деятельность — нравственная и безнравственная, законная и
противозаконная — основана на соответствующей способности к ее
осуществлению. Деятельность без способности не существует. «Спо-
собности обнаруживаются только в деятельности, которая не может
осуществляться без наличия этих способностей» [15, c. 469]. В основе
же самой — притом любой — способности лежит наследственный зада-
ток, из которого и вырастает эта способность.
Имеются эмпирические подтверждения влияния наследственно-
сти на нравственную сферу человека и его поведение. Об этом свиде-
тельствуют, в частности, некоторые факты преступности близнецов.
В парах преступников-близнецов однояйцевые встречаются вдвое
чаще, чем двуяйцевые. Притом, однояйцевые близнецы-преступники
в противоположность двуяйцевым оказались поразительно сходными
по характеру своих преступлений, хотя совершали их независимо
друг от друга. Напомним, что если разница по любым признакам
между двуяйцевыми близнецами вызвана и наследственными разли-
чиями между ними, и различиями в условиях развития, то между од-
нояйцевыми — только различиями в условиях развития, тогда как
наследственность у них идентична, т. е. одинакова. Известно, что
среди преступников со сниженным интеллектом аномалия ХХY
встречается в 10 раз чаще, чем среди остального населения. Среди
высокорослых преступников аномалия ХYY встречается в несколько
десятков раз чаще, чем среди нормальных мужчин [8, c. 98–105].
Последние два факта показывают крайний вариант влияния ге-
нотипа на нравственные качества человека, однако можно предполо-
жить, что имеется наследственная обусловленность этих качеств не
только в условиях аномалии, но и нормы. Как показал К.К. Платонов,
любое свойство личности может рассматриваться в качестве потен-
циальной способность при соотнесении этого свойства с деятельно-
стью, специфику которого оно определяет. И эта потенциальная спо-
собность превращается в актуальную, как только личность начинает
выполнять данную деятельность [16]. Так, доброта есть способность
бескорыстно приносить пользу другим людям, альтруизм — способ-
ность любить не только себя, но и других людей, смелость — спо-
собность преодолевать опасность, честность — способность в труд-
ных ситуациях говорить и отстаивать правду, жестокость — способ-
ность причинять другим людям страдания и т. д.
Если признать, что нравственные качества человека — это осо-
бые способности, то на них будут распространяться все сформулиро-