Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации криминального поведения

Гуманитарный вестник

# 4·2017 7

в обществе моралью и законом и совершить преступление. Чем ниже

уровень нравственности человека, тем на более тяжкие преступления

он будет способен.

Если отрицать наличие задатков к криминальному поведению, то

становится необъяснимым само существование преступлений, посколь-

ку любая деятельность — нравственная и безнравственная, законная и

противозаконная — основана на соответствующей способности к ее

осуществлению. Деятельность без способности не существует. «Спо-

собности обнаруживаются только в деятельности, которая не может

осуществляться без наличия этих способностей» [15, c. 469]. В основе

же самой — притом любой — способности лежит наследственный зада-

ток, из которого и вырастает эта способность.

Имеются эмпирические подтверждения влияния наследственно-

сти на нравственную сферу человека и его поведение. Об этом свиде-

тельствуют, в частности, некоторые факты преступности близнецов.

В парах преступников-близнецов однояйцевые встречаются вдвое

чаще, чем двуяйцевые. Притом, однояйцевые близнецы-преступники

в противоположность двуяйцевым оказались поразительно сходными

по характеру своих преступлений, хотя совершали их независимо

друг от друга. Напомним, что если разница по любым признакам

между двуяйцевыми близнецами вызвана и наследственными разли-

чиями между ними, и различиями в условиях развития, то между од-

нояйцевыми — только различиями в условиях развития, тогда как

наследственность у них идентична, т. е. одинакова. Известно, что

среди преступников со сниженным интеллектом аномалия ХХY

встречается в 10 раз чаще, чем среди остального населения. Среди

высокорослых преступников аномалия ХYY встречается в несколько

десятков раз чаще, чем среди нормальных мужчин [8, c. 98–105].

Последние два факта показывают крайний вариант влияния ге-

нотипа на нравственные качества человека, однако можно предполо-

жить, что имеется наследственная обусловленность этих качеств не

только в условиях аномалии, но и нормы. Как показал К.К. Платонов,

любое свойство личности может рассматриваться в качестве потен-

циальной способность при соотнесении этого свойства с деятельно-

стью, специфику которого оно определяет. И эта потенциальная спо-

собность превращается в актуальную, как только личность начинает

выполнять данную деятельность [16]. Так, доброта есть способность

бескорыстно приносить пользу другим людям, альтруизм — способ-

ность любить не только себя, но и других людей, смелость — спо-

собность преодолевать опасность, честность — способность в труд-

ных ситуациях говорить и отстаивать правду, жестокость — способ-

ность причинять другим людям страдания и т. д.

Если признать, что нравственные качества человека — это осо-

бые способности, то на них будут распространяться все сформулиро-