Закономерности тройной детерминации криминального поведения
Гуманитарный вестник
# 4·2017 11
может оказать криминологии неоценимые услуги. Важно тщательное
изучение биографии тех пар однояйцевых близнецов, в которых пре-
ступником стал только один из них. Поскольку в таких парах оба близ-
неца идентичны по генотипу и обычно попадают в почти одинаковые
условия развития, именно на их примере можно отчетливо выявить то
исходное, быть может, минимальное отклонение, которое привело од-
ного из партнеров к преступлению, а другого не затронуло. В плане
профилактики преступности основная задача нравственного воспитания
заключается в том, чтобы создать условия и разработать педагогические
приемы, обеспечивающие реализацию альтруистических задатков и
препятствующие реализации эгоистических. Особое внимание вплоть
до применения специальных психотерапевтических мер (естественно, с
соблюдением норм этики и гуманизма) должно уделяться лицам с из-
вестными сейчас аномалиями генотипа, отрицательно влияющими на
нравственные качества.
Существование наследственных задатков нравственных качеств не
означает жесткой генетической предзаданности морального облика че-
ловека и его поведения, в том числе и криминального. Задатки
—
только
возможность (предрасположенность) формирования тех или иных
свойств личности, а их реализация в соответствующей степени опре-
деляется условиями воспитания, жизни в целом и особенно собствен-
ной духовной активностью. Нет ни природной, ни социальной пред-
определенности (неизбежности) совершения преступлений. Гегель
справедливо отмечал: «Обстоятельства и мотивы господствуют над че-
ловеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это» [24, c. 26].
Даже если человек обладал выраженными криминальными задатками и
проживал к тому же в неблагоприятных социальных условиях,
его сво-
бодная воля и разум могут доминировать над этими двумя негативны-
ми факторами и блокировать агрессивные импульсы.
Свобода воли означает способность сознательно выбрать для ре-
ализации один из возможных поступков. Частным случаем свободы
воли служит способность человека совершить какой-либо поступок
либо воздержаться от этого. При рассмотрении свободы воли авторы
придерживаются позиции компатибилизма — учения о том, что сво-
бода воли совместима с детерминизмом. Это совмещение возможно
благодаря тому, что
свободная воля выступает в форме самодетер-
минации личности
— выбора деятельности, относительно свободной
от имеющихся условий — как внешних, так и внутренних, в том чис-
ле от собственных желаний, на которые влияет генотип. В этом слу-
чае человек одновременно является и субъектом, и объектом. При
самодетерминации человек становится над собой — совершает
трансценденцию, выходит за пределы своего внутреннего мира, кри-
тически оценивает свои побуждения и совершает свободный выбор