Закономерности тройной детерминации криминального поведения
Гуманитарный вестник
# 4·2017 9
Однако продолжение рода и сохранение группы требовало от пред-
ков человека непрерывной героической заботы о потомстве и его
охраны. «Группа, стая, род, орда, не обладавшие биологическими
основами мощных инстинктов и экстраполяционных рефлексов кол-
лективной защиты потомства и группы, обрекались на гибель особой
формой естественного отбора — групповым естественным отбором.
Иными словами, наряду с элементарным индивидуальным отбором
шел и групповой отбор на бесчисленные формы альтруизма, направ-
ленные на развитие коллективизма и множества других индивиду-
ально невыгодных, но полезных обществу форм поведения, диктуе-
мых совестью» [19, c. 18].
Как и задатки когнитивных способностей, задатки нравственных
качеств могут у разных людей быть выраженными в разной степени.
Н.С. Лейтес справедливо ставит вопрос о нравственной одаренности,
отмечая, что в одной и той же семье вырастают и нравственные лю-
ди, и нравственные уроды, причем различия эти начинают прояв-
ляться с раннего детства [20, c. 127]. Если не признавать генетиче-
ской обусловленности нравственности, то нельзя объяснить тот факт,
что
из множества людей, проживающих в одинаковых социальных
условиях, одни лица совершают правонарушения, а другие нет.
Сте-
пень нравственной одаренности людей, так же как когнитивной и эс-
тетической, может колебаться в очень широком диапазоне. Прав
Д.И. Дубровский, полагающий, что «есть не только гении научные и
поэтические, но и гении добра и нравственной силы… и есть, по-
видимому, что-то напоминающее гения зла с его демонической
силой» [21, c. 116]. С учетом того, что генотип человека неодноро-
ден, т. е. имеет место наследственная гетерогенность, можно при-
знать правильным и положение о том, что «гений и злодейство ино-
гда могут идти рука об руку и что не столь уж редко одаренная твор-
ческая личность отталкивает своим аморализмом» [21, c. 117].
В.П. Эфроимсон также полагал, что «гениальность не исключает ре-
акционности… история знает немало злых гениев, оказавшихся на
стороне реакции» [22, c. 15]. Гений и злодейство все же совместимы,
в этом случае выдающаяся одаренность в когнитивно-эстетическом
(научном, художественном, политическом) отношении сочетается с
плохой одаренностью в нравственном.
Эгоистические качества человека можно рассматривать как лич-
ностную основу криминального поведения. Одним из таких качеств
является агрессивность — способность принести другому человеку
моральный, материальный или физический вред. Высшее выражение
агрессивности — стремление убить другого человека. М.В. Алфимова и
В.П. Трубников с помощью близнецовых и семейных исследований по-
средством психологических опросников показали, что в межиндиви-