Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации криминального поведения

Гуманитарный вестник

# 4·2017 9

Однако продолжение рода и сохранение группы требовало от пред-

ков человека непрерывной героической заботы о потомстве и его

охраны. «Группа, стая, род, орда, не обладавшие биологическими

основами мощных инстинктов и экстраполяционных рефлексов кол-

лективной защиты потомства и группы, обрекались на гибель особой

формой естественного отбора — групповым естественным отбором.

Иными словами, наряду с элементарным индивидуальным отбором

шел и групповой отбор на бесчисленные формы альтруизма, направ-

ленные на развитие коллективизма и множества других индивиду-

ально невыгодных, но полезных обществу форм поведения, диктуе-

мых совестью» [19, c. 18].

Как и задатки когнитивных способностей, задатки нравственных

качеств могут у разных людей быть выраженными в разной степени.

Н.С. Лейтес справедливо ставит вопрос о нравственной одаренности,

отмечая, что в одной и той же семье вырастают и нравственные лю-

ди, и нравственные уроды, причем различия эти начинают прояв-

ляться с раннего детства [20, c. 127]. Если не признавать генетиче-

ской обусловленности нравственности, то нельзя объяснить тот факт,

что

из множества людей, проживающих в одинаковых социальных

условиях, одни лица совершают правонарушения, а другие нет.

Сте-

пень нравственной одаренности людей, так же как когнитивной и эс-

тетической, может колебаться в очень широком диапазоне. Прав

Д.И. Дубровский, полагающий, что «есть не только гении научные и

поэтические, но и гении добра и нравственной силы… и есть, по-

видимому, что-то напоминающее гения зла с его демонической

силой» [21, c. 116]. С учетом того, что генотип человека неодноро-

ден, т. е. имеет место наследственная гетерогенность, можно при-

знать правильным и положение о том, что «гений и злодейство ино-

гда могут идти рука об руку и что не столь уж редко одаренная твор-

ческая личность отталкивает своим аморализмом» [21, c. 117].

В.П. Эфроимсон также полагал, что «гениальность не исключает ре-

акционности… история знает немало злых гениев, оказавшихся на

стороне реакции» [22, c. 15]. Гений и злодейство все же совместимы,

в этом случае выдающаяся одаренность в когнитивно-эстетическом

(научном, художественном, политическом) отношении сочетается с

плохой одаренностью в нравственном.

Эгоистические качества человека можно рассматривать как лич-

ностную основу криминального поведения. Одним из таких качеств

является агрессивность — способность принести другому человеку

моральный, материальный или физический вред. Высшее выражение

агрессивности — стремление убить другого человека. М.В. Алфимова и

В.П. Трубников с помощью близнецовых и семейных исследований по-

средством психологических опросников показали, что в межиндиви-