Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Е.С. Шорикова

8

Гуманитарный вестник

# 4·2017

ванные выше положения о природно-генетической и социально-куль-

турной детерминации способностей, а именно:

1) человек обладает наследственными задатками нравственных

качеств;

2) величина этих задатков обусловлена нормой реакции;

3) степень реализации задатков и становления уже самих нрав-

ственных качеств определяется условиями воспитания и самовоспи-

тания;

4) в человеческой популяции среди ее членов имеется нормаль-

ное статистическое распределение по величинам наследственных за-

датков нравственных качеств — наибольшее количество людей обла-

дает средним значением задатка, а людей с большим или меньшим

значением этого задатка все меньше по мере удаления от среднего

показателя. Притом человек обладает задатками как альтруистиче-

ских, так и эгоистических качеств. Первые возникли в процессе ан-

тропосоциогенеза как реализация необходимости выживания попу-

ляции в целом, а вторые — как реализация необходимости индивиду-

ального выживания. «Агрессия и альтруизм — две стороны единой

человеческой сущности, эволюционировавшие скоординированно

под действием общих внешних и внутренних факторов» [17, c. 150].

В процессе антропосоциогенеза имели место две формы есте-

ственного отбора. Одна из них — отбор отдельных индивидов,

успешно конкурировавших в борьбе за существование. В результате

такого отбора формировались задатки эгоистических качеств, спо-

собствовавшие лучшему выживанию отдельных индивидов. Другая

форма — биосоциальный отбор, т. е. отбор групп первобытных чело-

веческих стад, которые более успешно, чем другие группы, вели

борьбу за существование благодаря лучшему выполнению хозяй-

ственной деятельности и лучшей сплоченности. Такая форма отбора

обеспечивала становление задатков альтруистических качеств. «Со-

ставляющая нравственности заложена… в биологии человека, в не-

возможности ему выжить в одиночку, что и развило комплекс генов,

стоящих в основе необходимости сплоченности, социализации, дру-

жественности, ответственности за жизнь других и даже в возможно-

сти сознательно стать жертвой, спасая других особей рода» [18, c. 5].

В.П. Эфроимсон отмечал, что, казалось бы, естественный отбор дол-

жен быть целиком направлен на развитие хищнических инстинктов,

инстинктов господства, суперсекса, захвата территорий. Но специфи-

ка эволюционного развития человечества, в значительной мере из-за

все удлиняющегося периода беспомощности младенцев и детей, та-

кова, что естественный отбор был в основном направлен на развитие

биологических основ самоотверженности, альтруизма, коллективиз-

ма, жертвенности. Эгоизм очень способствует выживанию индивида.