Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Е.С. Шорикова
8
Гуманитарный вестник
# 4·2017
ванные выше положения о природно-генетической и социально-куль-
турной детерминации способностей, а именно:
1) человек обладает наследственными задатками нравственных
качеств;
2) величина этих задатков обусловлена нормой реакции;
3) степень реализации задатков и становления уже самих нрав-
ственных качеств определяется условиями воспитания и самовоспи-
тания;
4) в человеческой популяции среди ее членов имеется нормаль-
ное статистическое распределение по величинам наследственных за-
датков нравственных качеств — наибольшее количество людей обла-
дает средним значением задатка, а людей с большим или меньшим
значением этого задатка все меньше по мере удаления от среднего
показателя. Притом человек обладает задатками как альтруистиче-
ских, так и эгоистических качеств. Первые возникли в процессе ан-
тропосоциогенеза как реализация необходимости выживания попу-
ляции в целом, а вторые — как реализация необходимости индивиду-
ального выживания. «Агрессия и альтруизм — две стороны единой
человеческой сущности, эволюционировавшие скоординированно
под действием общих внешних и внутренних факторов» [17, c. 150].
В процессе антропосоциогенеза имели место две формы есте-
ственного отбора. Одна из них — отбор отдельных индивидов,
успешно конкурировавших в борьбе за существование. В результате
такого отбора формировались задатки эгоистических качеств, спо-
собствовавшие лучшему выживанию отдельных индивидов. Другая
форма — биосоциальный отбор, т. е. отбор групп первобытных чело-
веческих стад, которые более успешно, чем другие группы, вели
борьбу за существование благодаря лучшему выполнению хозяй-
ственной деятельности и лучшей сплоченности. Такая форма отбора
обеспечивала становление задатков альтруистических качеств. «Со-
ставляющая нравственности заложена… в биологии человека, в не-
возможности ему выжить в одиночку, что и развило комплекс генов,
стоящих в основе необходимости сплоченности, социализации, дру-
жественности, ответственности за жизнь других и даже в возможно-
сти сознательно стать жертвой, спасая других особей рода» [18, c. 5].
В.П. Эфроимсон отмечал, что, казалось бы, естественный отбор дол-
жен быть целиком направлен на развитие хищнических инстинктов,
инстинктов господства, суперсекса, захвата территорий. Но специфи-
ка эволюционного развития человечества, в значительной мере из-за
все удлиняющегося периода беспомощности младенцев и детей, та-
кова, что естественный отбор был в основном направлен на развитие
биологических основ самоотверженности, альтруизма, коллективиз-
ма, жертвенности. Эгоизм очень способствует выживанию индивида.