Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Е.С. Шорикова
10
Гуманитарный вестник
# 4·2017
дуальные различия в агрессивности примерно равный вклад вносят и
разнообразие генотипов (коэффициент наследуемости равен 40–50 %),
и разнообразие средовых факторов. Часть генов, влияющих на разли-
чия в данной психологической характеристике, является общей для
разных типов агрессивного поведения (вербального, физического,
самоповреждающего) и некоторых черт темперамента (эмоциональ-
ности, импульсивности). Они отмечают, что «концепция одного «ге-
на агрессивности» не реалистична… на склонность к агрессии могут
влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними… со
временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет
доступной, генетические данные можно будет использовать для
оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воз-
действия, провоцирующие агрессию, а значит — и для профилактики
агрессии» [23, c. 121].
При изучении причин преступности всегда обнаруживается
огромное множество факторов, любому из которых легко произволь-
но приписать решающее значение. Но все они могут быть объедине-
ны в три группы
— генетические, социальные (средовые)
и
личност-
ные
. Не абсолютизируя значения генетического фактора, надо при-
знать его существенную роль в совершении правонарушений.
Аналогично тому, как в обычных условиях болеют, например, грип-
пом, в основном лица, наиболее к этому предрасположенные, а при
ухудшении условий (скажем, резком и неожиданном похолодании)
начинают болеть и менее предрасположенные,
из людей, воспитан-
ных и проживающих в одинаковых социальных условиях, больше
преступлений совершают те, которые имеют наибольшие задатки
эгоистических качеств, а меньше — люди с более выраженными
альтруистическими задатками.
При ухудшении социально-экономи-
ческих условий преступления начинают совершать и те лица, кото-
рые имеют менее выраженную наследственную предрасположен-
ность к криминальному поведению, как это произошло, к сожалению,
в республиках СНГ в последние три десятилетия.
Генотип определяет большую или меньшую возможность совер-
шения преступления, а ее реализация зависит от условий жизни че-
ловека и его свободной воли. Важную роль в установлении конкрет-
ных социальных факторов, порождающих преступность, может
иметь метод изучения близнецов [19]. В биографии каждого человека
имеются криминогенные обстоятельства, т. е. ситуации, в которых
человек мог бы совершить правонарушение. Но лишь в немногих
случаях они приводят к совершению преступлений. В силу чрезвы-
чайной сложности биографии любого человека выделение решающих
конкретных криминогенных факторов почти всегда оказывается де-
лом спорным. И именно поэтому применение близнецового метода