Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Е.С. Шорикова
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
Активность людей, определяемая социальными условиями, реа-
лизует задатки и превращают их в соответствующие способности.
Генотип человека обусловливает его психические возможности (за-
датки), а обучение и воспитание, зависящие от социальных условий,
определяют, в какой степени эти задатки будут реализованы и пре-
вращены в способности. Известно, что среднее значение IQ, служа-
щего обобщенной характеристикой способностей, у докторов наук
составляет примерно 130, у студентов университетов — 120, у юри-
стов и банкиров — 128, у авиамехаников, электриков, токарей — 109,
у маляров и водителей — 96, у пастухов — 88 [9, с. 43, 44]. Эти дан-
ные показывают влияние на интеллект социального положения и
уровня образования человека.
В результате отсутствия направленного подбора супружеских пар
и наличия естественного мутационного процесса, имеющего случай-
ный характер, задатки разных людей укладываются на кривую рас-
пределения случайных величин: наибольшее число людей обладает
средним значением задатка, а по мере удаления от среднего значения
количество людей с этим задатком уменьшается. Прямых способов
измерения задатков еще не существует, с помощью тестов определя-
ют величину способности, которая представляет собой актуализиро-
ванный компонент задатка. Однако наличие у людей различий в за-
датках подтверждают данные о том, что величины способностей, вы-
раженные с помощью IQ, у детей, живущих с рождения в сиротских
приютах в одинаковых условиях, характеризуются статистическим
распределением [10, c. 400]. Последнее объяснимо лишь различиями
в величинах задатков этих детей.
Кроме того, люди имеют различия в условиях обучения и воспи-
тания. Различия в биологической и социальной детерминациях спо-
собностей определяют все многообразие интеллектуальных качеств
людей. Покажем двойную детерминацию способностей на гипотети-
ческом примере. Допустим, для трех лиц задатки какой-либо способ-
ности составляют соответственно 100, 90 и 70 условных единиц. Ес-
ли бы эти задатки полностью реализовались, то и способности рав-
нялись бы приведенным числам. Пусть возможности реализовались
для каждого соответственно на 25, 30 и 40 % в зависимости от усло-
вий воспитания и собственной активности. Тогда способности этих
трех человек будут соответственно равны 25, 27 и 28 условным еди-
ницам. Таким образом, на кривую распределения по значениям за-
датков накладывается кривая распределения по социальным услови-
ям. В итоге не всегда те люди, которые имели более высокие задатки
(одаренность), будут обладать и более развитыми способностями.
На основе обобщения данных о природной и социальной обуслов-
ленности интеллекта Н.И. Губанов, Н.Н. Никольская, Г.И. Царего-