Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации криминального поведения

Гуманитарный вестник

# 4·2017 3

ственности и безнравственности, законопослушного и криминально-

го поведения. Положение мало изменилось и в настоящее время. Хо-

тя концепцию исключительно социальной детерминации психики

человека в настоящее время никто активно не отстаивает, как,

например, в 80-е годы ХХ в. это делали Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михай-

лов и Н.П. Дубинин, но в целом при разработке антропологической

проблематики уделяется недостаточное внимание роли генетических

факторов в становлении психики человека.

Это дает о себе знать и при обсуждении причин криминального

поведения. Хотя в современном учебнике криминологии справедливо

признается, что «человек — продукт совместного воздействия как

биологических, так и социальных факторов»[7, с. 36], но в главе «Лич-

ность преступника» отмечается лишь, что влияющая на преступность

«высокая тревожность может быть прирожденной» [7, с. 174], т. е.

роль генетических факторов авторами не раскрывается, а лишь упо-

минается.

В последнее время некоторыми отечественными философами

была предпринята попытка конкретного синтеза рациональных мо-

ментов приведенных выше крайних концепций преступности на ос-

нове концепции единства природной и социальной детерминации ин-

теллекта [8]. Суть последней в следующем: для формирования спо-

собностей человека необходимы как наследственные задатки,

представленные определенным уровнем морфологической структуры

мозга, так и соответствующие социальные условия, в которых протека-

ют игра, обучение, общение, трудовая деятельность людей. Наслед-

ственные задатки передаются по каналу генетической наследственности

от родителей к детям и представляют собой природную одаренность

человека. О необходимости задатков для формирования способностей и

сознания свидетельствует тот факт, что предпринимавшиеся попытки

воспитания детенышей шимпанзе вместе с детьми человека не привели

к социализации обезьяны и превращению ее в разумное существо. Че-

ловек от рождения не обладает речевыми и мыслительными способно-

стями, но имеет задатки к их формированию. Обезьяна же такими за-

датками не обладает. Поэтому у человека в процессе обучения и обще-

ния формируются соответствующие способности.

О необходимости социальных условий для становления интел-

лекта свидетельствует тот факт, что дети, в раннем возрасте оторван-

ные от общества и выросшие вместе с животными, не обладали поня-

тийным мышлением и речью, а будучи возвращенными в общество

при достижении ими определенного возраста, не могли уже научить-

ся этому. Вне социальной среды задатки человеческого интеллекта

реализованы быть не могут, по крайней мере, до той степени, которая

необходима для социализации индивида.