Закономерности тройной детерминации криминального поведения
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
ственности и безнравственности, законопослушного и криминально-
го поведения. Положение мало изменилось и в настоящее время. Хо-
тя концепцию исключительно социальной детерминации психики
человека в настоящее время никто активно не отстаивает, как,
например, в 80-е годы ХХ в. это делали Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михай-
лов и Н.П. Дубинин, но в целом при разработке антропологической
проблематики уделяется недостаточное внимание роли генетических
факторов в становлении психики человека.
Это дает о себе знать и при обсуждении причин криминального
поведения. Хотя в современном учебнике криминологии справедливо
признается, что «человек — продукт совместного воздействия как
биологических, так и социальных факторов»[7, с. 36], но в главе «Лич-
ность преступника» отмечается лишь, что влияющая на преступность
«высокая тревожность может быть прирожденной» [7, с. 174], т. е.
роль генетических факторов авторами не раскрывается, а лишь упо-
минается.
В последнее время некоторыми отечественными философами
была предпринята попытка конкретного синтеза рациональных мо-
ментов приведенных выше крайних концепций преступности на ос-
нове концепции единства природной и социальной детерминации ин-
теллекта [8]. Суть последней в следующем: для формирования спо-
собностей человека необходимы как наследственные задатки,
представленные определенным уровнем морфологической структуры
мозга, так и соответствующие социальные условия, в которых протека-
ют игра, обучение, общение, трудовая деятельность людей. Наслед-
ственные задатки передаются по каналу генетической наследственности
от родителей к детям и представляют собой природную одаренность
человека. О необходимости задатков для формирования способностей и
сознания свидетельствует тот факт, что предпринимавшиеся попытки
воспитания детенышей шимпанзе вместе с детьми человека не привели
к социализации обезьяны и превращению ее в разумное существо. Че-
ловек от рождения не обладает речевыми и мыслительными способно-
стями, но имеет задатки к их формированию. Обезьяна же такими за-
датками не обладает. Поэтому у человека в процессе обучения и обще-
ния формируются соответствующие способности.
О необходимости социальных условий для становления интел-
лекта свидетельствует тот факт, что дети, в раннем возрасте оторван-
ные от общества и выросшие вместе с животными, не обладали поня-
тийным мышлением и речью, а будучи возвращенными в общество
при достижении ими определенного возраста, не могли уже научить-
ся этому. Вне социальной среды задатки человеческого интеллекта
реализованы быть не могут, по крайней мере, до той степени, которая
необходима для социализации индивида.