Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Становление и развитие религиозного фундаментализма…

Гуманитарный вестник

# 11·2016 7

ют и проповедуют идеал жизни, который помещают в прошлое, созда-

вая, таким образом, своего рода «ложное воспоминание» об идеализи-

рованном прошлом. Затем фундаменталисты стремятся распространить

его на современное им общество посредством пропаганды в СМИ.

Именно поэтому фундаментализм склонен к превращению в политиче-

скую идеологию.

Этот фактор отмечает, например, директор Лондонской школы

экономики Э. Гидденс: «Фундаментализм — это продукт современно-

сти, поскольку он не просто защищает традицию, но акцентирует,

упрощает ее, подавая в средствах массовой информации». Иногда в

публицистике можно встретить характеристику фундаментализма как

«быстрорастворимой» традиции (по аналогии с быстрорастворимым

кофе). Возможно, нечто подобное имеет место в упрощенной идеологии

определенных популистских политических течений, но в целом по от-

ношению к феномену фундаментализма это необоснованное преувели-

чение.

Фундаментализм также не является прямой антитезой модерну,

наоборот, фундаменталисты заимствуют у современности те средства,

которые считают необходимыми для достижения своих целей.

«Фундаментализм — далеко не синоним термина “традициона-

лизм”, это скорее один из возможных путей обновления традиции, со-

четающий в себе переработанные, идеалистически представленные

элементы традиции и инновации — в той степени, в которой они необ-

ходимы для установления идеала. Фундаментализм родствен Традиции,

но он не исчерпывается ею, а всегда является ответом мифологизиро-

ванной Традиции на вызов со стороны Современности» [8. c. 18].

Таким образом, нет никакого противоречия в использовании фун-

даменталистами рационального мышления, СМИ и современных тех-

нологий, как нет противоречия в стремлении к обретению материально-

го богатства и власти ради идеальной цели. «Религиозный фундамента-

лизм и религиозный модернизм — это амбивалентные феномены,

способные активно взаимодействовать друг с другом и сближаться в

содержательном плане» [9, c. 95].

Поскольку фундаментализм апеллирует к социальной несправедли-

вости, коррупции и беззаконию как к неотъемлемым чертам модерниза-

ции и глобализации, эта идеология оказывается выражением социально-

го протеста масс.

Например, один из представителей современного христианского

фундаментализма, Г. Кюнг, писал: «Идолы Нового времени (наука,

технология и промышленность) в значительной степени дискредитиро-

вали себя, и потому во имя человечности человека и ради жизни на зем-

ле их необходимо подчинить моральной ответственности и поставить

под нравственный контроль», а «великий бог модерна, носящий имя