Становление и развитие религиозного фундаментализма…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 7
ют и проповедуют идеал жизни, который помещают в прошлое, созда-
вая, таким образом, своего рода «ложное воспоминание» об идеализи-
рованном прошлом. Затем фундаменталисты стремятся распространить
его на современное им общество посредством пропаганды в СМИ.
Именно поэтому фундаментализм склонен к превращению в политиче-
скую идеологию.
Этот фактор отмечает, например, директор Лондонской школы
экономики Э. Гидденс: «Фундаментализм — это продукт современно-
сти, поскольку он не просто защищает традицию, но акцентирует,
упрощает ее, подавая в средствах массовой информации». Иногда в
публицистике можно встретить характеристику фундаментализма как
«быстрорастворимой» традиции (по аналогии с быстрорастворимым
кофе). Возможно, нечто подобное имеет место в упрощенной идеологии
определенных популистских политических течений, но в целом по от-
ношению к феномену фундаментализма это необоснованное преувели-
чение.
Фундаментализм также не является прямой антитезой модерну,
наоборот, фундаменталисты заимствуют у современности те средства,
которые считают необходимыми для достижения своих целей.
«Фундаментализм — далеко не синоним термина “традициона-
лизм”, это скорее один из возможных путей обновления традиции, со-
четающий в себе переработанные, идеалистически представленные
элементы традиции и инновации — в той степени, в которой они необ-
ходимы для установления идеала. Фундаментализм родствен Традиции,
но он не исчерпывается ею, а всегда является ответом мифологизиро-
ванной Традиции на вызов со стороны Современности» [8. c. 18].
Таким образом, нет никакого противоречия в использовании фун-
даменталистами рационального мышления, СМИ и современных тех-
нологий, как нет противоречия в стремлении к обретению материально-
го богатства и власти ради идеальной цели. «Религиозный фундамента-
лизм и религиозный модернизм — это амбивалентные феномены,
способные активно взаимодействовать друг с другом и сближаться в
содержательном плане» [9, c. 95].
Поскольку фундаментализм апеллирует к социальной несправедли-
вости, коррупции и беззаконию как к неотъемлемым чертам модерниза-
ции и глобализации, эта идеология оказывается выражением социально-
го протеста масс.
Например, один из представителей современного христианского
фундаментализма, Г. Кюнг, писал: «Идолы Нового времени (наука,
технология и промышленность) в значительной степени дискредитиро-
вали себя, и потому во имя человечности человека и ради жизни на зем-
ле их необходимо подчинить моральной ответственности и поставить
под нравственный контроль», а «великий бог модерна, носящий имя