Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

10

Гуманитарный вестник

# 11·2016

Во-вторых, социально-психологической опорой фундаментализма

является реакция затерянного в огромном глобализованном мире со-

знания на стремительно меняющийся мир, где превалирует открытая

конкуренция, риски чрезвычайно велики, а вся ответственность за

принятие решения (и просто удачное или неудачное стечения обстоя-

тельств) не демпфируется общиной или традиционными ценностями,

а целиком и полностью ложится на плечи человека. Фундаментализм

в целом является реакцией на протекающие в современном обществе

процессы глобализации и секуляризации. Как социокультурный фе-

номен, современный фундаментализм оказывается обратной сторо-

ной процесса глобализации и вестернизации. Его контекст — секуляри-

зация как освобождение человека и общества от духовной монополии

духовенства и религиозных догм, упадок религиозных институтов, раз-

мывание традиционных систем ценностей и утрата доминирующего по-

ложения этики в социализации человека. Религия в глобализованной

культуре теряет свою институциональную замкнутость и переходит

скорее в область личных переживаний. Фундаментализм же возвращает

ей утраченную роль социального и политического института.

Значителен и культурный компонент фундаментализма. «Итак,

культурная природа фундаментализма — в сопротивлении нарастаю-

щей сложности жизни и ее обновлению. С этой точки зрения не исклю-

чено, что фундаменталистские тенденции культуры постоянно инспи-

рируются другой крайностью. Не будь в культуре неизбывной, отчаян-

ной погони за инновациями, не проступал бы фундаментализм в его

навязчиво директивных формах. В той же мере модернизм черпает свои

силы в противостоянии всякой ортодоксии, охранительству, социальной

статике» [12, c. 155].

В-третьих, отношение фундаментализма к науке в целом и научно-

техническому прогрессу в частности оказывается на удивление гибким.

С одной стороны, фундаментализм открыто противостоит сциентизму и

многим фундаментальным научным теориям, таким как теория эволю-

ции, но, с другой стороны, спокойно принимает другие достижения

научно-технического прогресса.

В-четвертых, фундаментализм не просто претендует на «возвра-

щение к истокам» в религиозной традиции, он является возвращени-

ем в домодерновое, синкретическое мышление, где различные аспек-

ты общественной жизни — политика и религия, частная и обще-

ственная жизнь, вера и разум — зачастую не имели четкого

разделения. Поэтому фундаменталист не видит себя вне обществен-

но-политической жизни и зачастую считает необходимой перестрой-

ку общества во всех его проявлениях в соответствии с идеалом своей

традиции. Можно опять же привести в пример упомянутый выше ло-

зунг

аль-ислам хуа аль-халь

. Еще один элемент синкретического мыш-