А.В. Волобуев
10
Гуманитарный вестник
# 11·2016
Во-вторых, социально-психологической опорой фундаментализма
является реакция затерянного в огромном глобализованном мире со-
знания на стремительно меняющийся мир, где превалирует открытая
конкуренция, риски чрезвычайно велики, а вся ответственность за
принятие решения (и просто удачное или неудачное стечения обстоя-
тельств) не демпфируется общиной или традиционными ценностями,
а целиком и полностью ложится на плечи человека. Фундаментализм
в целом является реакцией на протекающие в современном обществе
процессы глобализации и секуляризации. Как социокультурный фе-
номен, современный фундаментализм оказывается обратной сторо-
ной процесса глобализации и вестернизации. Его контекст — секуляри-
зация как освобождение человека и общества от духовной монополии
духовенства и религиозных догм, упадок религиозных институтов, раз-
мывание традиционных систем ценностей и утрата доминирующего по-
ложения этики в социализации человека. Религия в глобализованной
культуре теряет свою институциональную замкнутость и переходит
скорее в область личных переживаний. Фундаментализм же возвращает
ей утраченную роль социального и политического института.
Значителен и культурный компонент фундаментализма. «Итак,
культурная природа фундаментализма — в сопротивлении нарастаю-
щей сложности жизни и ее обновлению. С этой точки зрения не исклю-
чено, что фундаменталистские тенденции культуры постоянно инспи-
рируются другой крайностью. Не будь в культуре неизбывной, отчаян-
ной погони за инновациями, не проступал бы фундаментализм в его
навязчиво директивных формах. В той же мере модернизм черпает свои
силы в противостоянии всякой ортодоксии, охранительству, социальной
статике» [12, c. 155].
В-третьих, отношение фундаментализма к науке в целом и научно-
техническому прогрессу в частности оказывается на удивление гибким.
С одной стороны, фундаментализм открыто противостоит сциентизму и
многим фундаментальным научным теориям, таким как теория эволю-
ции, но, с другой стороны, спокойно принимает другие достижения
научно-технического прогресса.
В-четвертых, фундаментализм не просто претендует на «возвра-
щение к истокам» в религиозной традиции, он является возвращени-
ем в домодерновое, синкретическое мышление, где различные аспек-
ты общественной жизни — политика и религия, частная и обще-
ственная жизнь, вера и разум — зачастую не имели четкого
разделения. Поэтому фундаменталист не видит себя вне обществен-
но-политической жизни и зачастую считает необходимой перестрой-
ку общества во всех его проявлениях в соответствии с идеалом своей
традиции. Можно опять же привести в пример упомянутый выше ло-
зунг
аль-ислам хуа аль-халь
. Еще один элемент синкретического мыш-