Становление и развитие религиозного фундаментализма…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 9
лизации размывает границы субъективного пространства, предоставляя
субъективно безграничные возможности, но вместе с тем разрушая чув-
ство защищенности, источником которого была идентичность, замкну-
тая в пространстве общины, нации, этноса или религиозной группы.
Глобализация размывает границы субъективного пространства, «огора-
живающие» идентичность, разрушая, таким образом, и это чувство. По
словам немецкого психолога Д. Функе, «в фундаментализме становится
зримой вершина айсберга “тоски по безопасности”». В эпоху чрезвы-
чайно стремительных перемен, направление которых непонятно чело-
веку, а уничтожение традиционных аксиологических систем разрушает
его ценностную систему координат, значительная часть людей стремит-
ся к восстановлению идентичности как своеобразной «зоны комфорта».
Таким образом, социально-психологический процесс обращения в фун-
даментализм любого рода схож с образованием субкультуры. Посколь-
ку фундаментализм отсылает к вполне реально сформированной в про-
шлом мейнстримной культуре, процесс не замыкается на небольшом
сообществе контркультурной направленности, а стремится стать мейн-
стримом локальной культурной идентичности. Человек получает воз-
можность идентифицировать себя через служение абстрактным целям,
определенным фундаменталистской системой ценностей, социализиру-
ется через идентичность и тем самым избавляется от положения «белки
в колесе», обрекающего человека на вечную неудовлетворенность.
Необходимо отметить, что фундамента-листская психология выключает
себя из культурного диалога. Это означает, что фундаментализм играет
две противоречащие друг другу роли: культуры и контркультуры. Дан-
ное противоречие разрешается просто: фундаментализм выступает кон-
тркультурой для глобализованной унифицированной культуры, но при
этом стремится стать локальным мейнстримом. Например, православ-
ный фундаментализм обособляет «православный мир», противопостав-
ляя его остальному миру.
Исходя из вышеизложенного, можем сделать следующие выводы.
Во-первых, религиозный фундаментализм является не синонимом
традиционализма, а политической идеологией, агрессивной реакцией
на модернизацию и рационализацию религиозной жизни и общества.
Суть этой реакции заключается в том, что в современном неравновес-
ном обществе риска, турбулентности и открытого будущего религиоз-
ный фундаментализм представляет упрощенную альтернативу в виде
отказа от модернизации как таковой, видя идеал в идиллической упро-
щенной картине, якобы имевшей место в прошлом. Вместо распутыва-
ния сложного клубка социально-экономических проблем фундамен-
тализм выдвигает идею возврата к предыдущему состоянию обще-
ства, когда этих проблем попросту не существовало. «Ислам — вот
решение!» — один из популярных лозунгов исламистской организа-
ции «Братья-мусульмане».