А.В. Волобуев
6
Гуманитарный вестник
# 11·2016
ремен было бегство от этих самых перемен, бегство старообрядцев в
идиллическое прошлое. Раскольники в отечественной истории весьма
похожи на религиозных фундаменталистов.
Современное российское православие также обладает определен-
ными чертами фундаментализма. Это и антиэкуменизм, и крайний эта-
тизм: РПЦ противопоставляет российскую государственную идентич-
ность абстрактной модели «греховного» Запада, и общая установка на
противопоставление себя либеральной социально-политической модели
глобализованного общества, в особенности рыночной экономике с ее
социальной несправедливостью [6].
Фундаментализм — это всегда возврат к «корням». К чему
стремится вернуть нас православный фундаментализм? В первую оче-
редь — к социально-мессианским концепциям монаха Филофея и Да-
нилевского. Будучи глубоко государственническим, православный
фундаментализм подталкивает православное общество к активной по-
зиции в политической жизни. Политологические концепции заимству-
ются и вплетаются в ткань фундаменталистского мировоззрения.
Например, по словам патриарха Кирилла, «мы выступаем за многопо-
лярный мир, под которым мы понимаем не только полюсы политиче-
ской власти, как понимают многие политики, но сосуществование ци-
вилизационных моделей» [7].
Религиозный фундаментализм — это сложное и многогранное яв-
ление, берущее начало из религии, но не ограничивающееся ею: фунда-
ментализм содержит в себе мощный социально-политический компо-
нент. Фундаменталисты считают необходимым проявление активной
гражданской позиции членами своего движения: практически для всех
представителей американских евангелических церквей, называвших (и
называющих) себя фундаменталистами, неприемлемо оказаться в сто-
роне от общественной деятельности.
Как можем заметить, становление и развитие религиозного фунда-
ментализма корректно рассматривать не в хронологическом порядке
появления фундаменталистских течений, а по мере осознания сторон-
никами фундаментализма себя таковыми. Зародившись в среде амери-
канских евангелистов, фундаментализм появился и стал набирать силу
и в исламском мире, и в иудейских общинах. Фундаменталисты есть и
среди православных, среди сикхов.
Религиозный фундаментализм, появившийся как единое явление
с 1979 г., можно условно подразделить на богословский и политиче-
ский: евангелический относится к первому типу, тогда как, скажем,
салафизм — ко второму.
Однако почему фундаментализм, в отличие от традиционализма, —
современное явление? Дело в том, что фундаменталисты не просто хо-
тят сохранить свой уклад жизни (как, например, староверы), они созда-