Становление и развитие религиозного фундаментализма…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 3
В-третьих, фундаменталистов отличал весьма агрессивный, воин-
ственный настрой по отношению к любым проявлениям модернизации
религии (как богословия, так и общественной жизни) и склонность де-
монизировать своих оппонентов. Себя же они считали «истинными
христианами библейской веры».
Необходимо отметить, что антимодернистский настрой амери-
канских евангелических церквей оказал существенное влияние на всю
протестантскую часть американского народа (т. е. почти на всех амери-
канцев). «В США очень фундаменталистское общество, похожее по
градусу религиозного фанатизма на Иран. Например, процентов семь-
десят пять населения США, думаю, попросту верят в дьявола», — ре-
зюмирует Ноам Хомский [3].
Таким образом, религиозный фундаментализм появился в США как
реакция на модернизацию богословия и религиозной жизни со стороны
членов евангелических церквей, причем это не было просто подъемом
традиционализма, фундаментализм формировал свою собственную па-
радигму и систему самоидентификации.
Следующей вехой в развитии фундаментализма можно назвать его
выход на геополитическую арену в качестве официальной идеологии
крупного государства — это произошло после исламской революции в
Иране в 1978 г. И здесь видим новый виток развития фундаментализма,
превратившегося из мировоззренческой позиции по вопросу толкования
священных текстов в мощную политическую идеологию. С 1978 г. фун-
даментализм стали активно исследовать не только религиоведы: внима-
ние политологов всего мира также приковано к этому на первый взгляд
не укладывающемуся в позитивистскую картину развития общества яв-
лению.
Именно исламский фундаментализм (
вусулийя
), как правило,
находится в центре внимания обыденного сознания и научного зна-
ния, когда речь идет о фундаментализме вообще. Особенный интерес
у религиоведов и политологов вызывает его салафитская форма (от
араб.
ас-саляф
— предки) — идеологическая основа подавляющего
большинства современных исламистских течений и организаций. Са-
лафизм не является просто теологической школой, это тоталитарная
политическая идеология теократического государства. «Лозунг
аль-
ислам хуа аль-халь
(ислам — вот решение) означает, что для наведе-
ния порядка в мусульманском мире, для искоренения социальной не-
справедливости, безнравственности и коррупции, для устранения
“неправедных правителей”, равно как и для защиты от пагубного
воздействия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада,
необходимо прежде всего очищение самого ислама от вредных
наслоений, возвращение к незамутненным истокам этой религии»
[4, c. 78]. Салафиты самого различного толка исходят из убежденности