Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Становление и развитие религиозного фундаментализма…

Гуманитарный вестник

# 11·2016 3

В-третьих, фундаменталистов отличал весьма агрессивный, воин-

ственный настрой по отношению к любым проявлениям модернизации

религии (как богословия, так и общественной жизни) и склонность де-

монизировать своих оппонентов. Себя же они считали «истинными

христианами библейской веры».

Необходимо отметить, что антимодернистский настрой амери-

канских евангелических церквей оказал существенное влияние на всю

протестантскую часть американского народа (т. е. почти на всех амери-

канцев). «В США очень фундаменталистское общество, похожее по

градусу религиозного фанатизма на Иран. Например, процентов семь-

десят пять населения США, думаю, попросту верят в дьявола», — ре-

зюмирует Ноам Хомский [3].

Таким образом, религиозный фундаментализм появился в США как

реакция на модернизацию богословия и религиозной жизни со стороны

членов евангелических церквей, причем это не было просто подъемом

традиционализма, фундаментализм формировал свою собственную па-

радигму и систему самоидентификации.

Следующей вехой в развитии фундаментализма можно назвать его

выход на геополитическую арену в качестве официальной идеологии

крупного государства — это произошло после исламской революции в

Иране в 1978 г. И здесь видим новый виток развития фундаментализма,

превратившегося из мировоззренческой позиции по вопросу толкования

священных текстов в мощную политическую идеологию. С 1978 г. фун-

даментализм стали активно исследовать не только религиоведы: внима-

ние политологов всего мира также приковано к этому на первый взгляд

не укладывающемуся в позитивистскую картину развития общества яв-

лению.

Именно исламский фундаментализм (

вусулийя

), как правило,

находится в центре внимания обыденного сознания и научного зна-

ния, когда речь идет о фундаментализме вообще. Особенный интерес

у религиоведов и политологов вызывает его салафитская форма (от

араб.

ас-саляф

— предки) — идеологическая основа подавляющего

большинства современных исламистских течений и организаций. Са-

лафизм не является просто теологической школой, это тоталитарная

политическая идеология теократического государства. «Лозунг

аль-

ислам хуа аль-халь

(ислам — вот решение) означает, что для наведе-

ния порядка в мусульманском мире, для искоренения социальной не-

справедливости, безнравственности и коррупции, для устранения

“неправедных правителей”, равно как и для защиты от пагубного

воздействия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада,

необходимо прежде всего очищение самого ислама от вредных

наслоений, возвращение к незамутненным истокам этой религии»

[4, c. 78]. Салафиты самого различного толка исходят из убежденности