Становление и развитие религиозного фундаментализма…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 11
ления связан с антитезой сакральное — профанное. Модернизация по-
следовательно лишила сакральности практически все сферы жизни, по-
пытавшись, правда, взамен утвердить права и свободы человека в каче-
стве сакральных, но успешность этой замены вызывает большие сомне-
ния. Фундаменталист зачастую воспринимает десакрализацию как
осквернение и требует вернуть сакральному его статус: «Основная ли-
ния противостояния между влиянием западного модерна и исламским
антимодернизмом пролегает по оси “секуляризации (профанизации) —
ресакрализации социума”» [13, c. 47].
Фундаментализм в современном глобализованном мире является не
анахронизмом, а наоборот, одной из форм приспособления общества к
стремительно меняющимся условиям общественной жизни. Фунда-
ментализм, вероятно, всегда будет «оборотной стороной» глобализа-
ции, и без его исследования и понимания картина мира никогда не
станет полной.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Гидденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность.
Отечест-
венные записки
, 2003, № 1.
URL:
http://www.strana-oz.ru/2003/1/chto-zavtrafundamentalizm-ili-solidarnost[2]
Гуревич П.С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации.
Общественные науки и современность
, 1995, № 4, с. 154–162.
[3]
Хомский Н.
Как устроен мир
. Москва, АСТ, 2014, 448 с.
[4]
Мирский Г.И. Политический ислам и западное общество.
Полис
, 2002,
№ 1, с. 78–86.
[5]
Marty M.E., Appleby S.R. Conclusion: An Interim Report on Hypothetical
Family.
The Fundamentalism Project
, 1991, vol. 1, p. 824.
[6]
Степанова Е.А. Фундаментализм и мания идентичности.
Научный ежегодник
института философии и права Уральского отделения РАН
, 2008,
вып. 8, с. 94–116.
[7]
В Русской церкви предвещают современной эпохе «огонь апокалипсиса».
Интферфакс
.
URL:
http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/index.php?act=news&div=21331[8]
Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации:
от секуляризации к фундаментализму.
Вестник Московского университета.
Серия 25. Международные отношения и мировая политика
, 2013, № 4,
с. 4–37.
[9]
Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм. Религиозный модернизм:
концептуальные противники или амбивалентные феномены?
Вестник ПСТГУ
I: Богословие. Философия
, 2015, вып. 1, с. 87–97.
[10]
Кюнг Г.
Великие христианские мыслители
. Санкт-Петербург, Алетейа, 2000,
442 с.
[11]
Kramer M.
Where Islam and democracy part ways. Democracy in the Middle East:
Defining the Challenge
. Washington, 1993, p. 257.
[12]
Шегаев И.С. Религиозный фундаментализм: определение понятия и история
его происхождения.
Альманах современной науки и образования
, 2014, № 1,
с. 133–136.
[13]
Чудинов С.И. Антимодернистская ориентация в идеологических системах со-