Становление и развитие религиозного фундаментализма…
Гуманитарный вестник
# 11·2016 5
ции, секуляризации и рационализации, которая «хочет заменить суще-
ствующие структуры всесторонней системой, исходящей из религиоз-
ных принципов и охватывающей закон, государство, общество, эконо-
мику, культуру» [5].
Что касается ислама, то в самой структуре этой номократической
системы в целом мы видим «семя» фундаментализма, готовое «прорас-
ти» при обильном его «поливе» потоком перемен. Дело в том, что зна-
чительная часть факихов (исламских религиозно-правовых деятелей,
термин можно приблизительно перевести как «богослов») склонны по-
нимать под религиозным обновлением процесс возвращения к истокам,
основам веры. Весьма распространено представление о том, что ключ к
решению многих актуальных проблем современности лежит в изучении
Корана и Сунны, а причина проблем, неудач и беззакония — в появле-
нии большого числа новшеств
бида
. Последний термин в силу своей
значимости требует особого анализа. Этим термином обозначается
новшество (нововведение в жизни, заблуждение в знании, решение),
которого не было в Коране и Сунне. Характеризуется оно резко нега-
тивно. «Худшие же деяния — это новоизобретенные, а каждое такое
деяние — это нововведение, а каждое нововведение — это заблужде-
ние, а всякое заблуждение в Огне!» [Муслим 2/592, ан-Насаи 3/188].
Недоверие, негативная оценка нововведений обычно интерпретируют-
ся как касающиеся лишь религиозной доктрины. Этот фрагмент призы-
вает мусульманина следовать Сунне и предостерегает от нововведений
в религиозной жизни, расходящихся с Кораном и Сунной. Но хадис
оставляет широкое поле для толкований, так что сам по себе широко
известный текст закладывает своеобразную основу фундаментализма.
Для многих идеологов ислама, столкнувшихся с вызовом модерниза-
ции, был велик соблазн использовать этот хадис, чтобы отвергнуть мо-
дернизацию и вестернизацию как вредное для общества нововведение,
выписав больному переменами мусульман-скому обществу фундамен-
талистский рецепт — вперед, в прошлое! Все проблемы общества — от
вредных новшеств, необходимо вспомнить те времена, когда этих про-
блем не существовало, и вернуть мусульманскую общину в ее идеали-
зированное первозданное состояние.
В отечественной истории можем также вспомнить похожий про-
цесс, причем происходивший раньше — во времена раскола. Русская
православная церковь (РПЦ) столкнулась с вызовами модернизации и
вестернизации, ответом на которые со стороны церковных иерархов
были энергичные реформы. Они были направлены на обновление рели-
гиозной жизни через ее рационализацию, централизацию, значительные
вложения в инфраструктуру, борьбу с «нестроением» и архаизмами.
Чрезвычайно энергичные реформы патриарха Никона вызвали очень
негативную реакцию у части общества: ответом сознания на поток пе-