Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Становление и развитие религиозного фундаментализма…

Гуманитарный вестник

# 11·2016 5

ции, секуляризации и рационализации, которая «хочет заменить суще-

ствующие структуры всесторонней системой, исходящей из религиоз-

ных принципов и охватывающей закон, государство, общество, эконо-

мику, культуру» [5].

Что касается ислама, то в самой структуре этой номократической

системы в целом мы видим «семя» фундаментализма, готовое «прорас-

ти» при обильном его «поливе» потоком перемен. Дело в том, что зна-

чительная часть факихов (исламских религиозно-правовых деятелей,

термин можно приблизительно перевести как «богослов») склонны по-

нимать под религиозным обновлением процесс возвращения к истокам,

основам веры. Весьма распространено представление о том, что ключ к

решению многих актуальных проблем современности лежит в изучении

Корана и Сунны, а причина проблем, неудач и беззакония — в появле-

нии большого числа новшеств

бида

. Последний термин в силу своей

значимости требует особого анализа. Этим термином обозначается

новшество (нововведение в жизни, заблуждение в знании, решение),

которого не было в Коране и Сунне. Характеризуется оно резко нега-

тивно. «Худшие же деяния — это новоизобретенные, а каждое такое

деяние — это нововведение, а каждое нововведение — это заблужде-

ние, а всякое заблуждение в Огне!» [Муслим 2/592, ан-Насаи 3/188].

Недоверие, негативная оценка нововведений обычно интерпретируют-

ся как касающиеся лишь религиозной доктрины. Этот фрагмент призы-

вает мусульманина следовать Сунне и предостерегает от нововведений

в религиозной жизни, расходящихся с Кораном и Сунной. Но хадис

оставляет широкое поле для толкований, так что сам по себе широко

известный текст закладывает своеобразную основу фундаментализма.

Для многих идеологов ислама, столкнувшихся с вызовом модерниза-

ции, был велик соблазн использовать этот хадис, чтобы отвергнуть мо-

дернизацию и вестернизацию как вредное для общества нововведение,

выписав больному переменами мусульман-скому обществу фундамен-

талистский рецепт — вперед, в прошлое! Все проблемы общества — от

вредных новшеств, необходимо вспомнить те времена, когда этих про-

блем не существовало, и вернуть мусульманскую общину в ее идеали-

зированное первозданное состояние.

В отечественной истории можем также вспомнить похожий про-

цесс, причем происходивший раньше — во времена раскола. Русская

православная церковь (РПЦ) столкнулась с вызовами модернизации и

вестернизации, ответом на которые со стороны церковных иерархов

были энергичные реформы. Они были направлены на обновление рели-

гиозной жизни через ее рационализацию, централизацию, значительные

вложения в инфраструктуру, борьбу с «нестроением» и архаизмами.

Чрезвычайно энергичные реформы патриарха Никона вызвали очень

негативную реакцию у части общества: ответом сознания на поток пе-