А.В. Волобуев
8
Гуманитарный вестник
# 11·2016
“прогресс”, подвергся разоблачению как ложное божество, и теперь
все слышнее становится призыв к истинному Богу, причем не только
в рамках христианства…» [10, c. 390].
Однако фундаменталистские течения не сводятся к экстремистским
идеологиям и организациям, а вплетаются в исламское религиозное со-
знание в целом. Фундаменталистские идеи в значительной степени
трансформировали ислам и пустили глубокие корни в массовое созна-
ние многих мусульман. В частности, справедливо утверждение, что
неприятие нововведений в исламе (
бида
) характерно для сознания со-
временного мусульманина вне зависимости от направления или мазха-
ба, которое он исповедует.
Поэтому фактор исламского фундаментализма предполагает взве-
шенную и продуманную государственную политику в области религии
и взаимодействия с религиозными организациями. В частности, важным
является вопрос, насколько фундаменталистские идеи совместимы с
либеральными ценностями? Требование подчинения воле большинства,
фундаментальное для либеральной демократии, прямо противоречит
идеологии исламского фундаментализма: «За Бога не голосуют, Богу
подчиняются» [11, c. 22].
Отсутствие в фундаменталистских идеологиях сколько-нибудь
продуктивной социально-экономической программы, выходящей за
пределы перераспределения благ, делает возможной интеграцию либе-
ральных ценностей даже в сознание религиозного человека, так как эта
лакуна исламской идеологией не заполнена. Таким образом, взвешенная
религиозная политика, направленная на поддержку умеренных и дис-
кредитацию экстремистских течений исламского фундаментализма,
позволяет направить социальный протест маргинализированных масс
населения в традиционное религиозное русло, купировав вместе с тем
опасные экстремистские тенденции, особенно поддержку радикальных
салафитских течений из-за рубежа.
Впрочем, социально-политическая роль фундаментализма совсем
не обязательно сводится к радикальным и экстремистским движениям.
Так, среди исламских фундаменталистских организаций можно выде-
лить немало проповедующих мирную политику и благотворительных.
Например, «Организация исламского сотрудничества (ОИС), выступа-
ющая против расизма и колониализма, РАИС (Российская ассоциация
исламского согласия) и ОИС (Организация исламского сотрудниче-
ства), идущие к единству мусульман посредством благих дел (учрежде-
ние Фонда помощи жертвам экстремистов, строительство мечетей, ра-
бота с молодежью и т. д.)», а также многочисленные благотворительные
организации [12].
Помимо социально-экономических, можно также выделить соци-
ально-психологические предпосылки фундаментализма. Процесс глоба-