Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

8

Гуманитарный вестник

# 11·2016

“прогресс”, подвергся разоблачению как ложное божество, и теперь

все слышнее становится призыв к истинному Богу, причем не только

в рамках христианства…» [10, c. 390].

Однако фундаменталистские течения не сводятся к экстремистским

идеологиям и организациям, а вплетаются в исламское религиозное со-

знание в целом. Фундаменталистские идеи в значительной степени

трансформировали ислам и пустили глубокие корни в массовое созна-

ние многих мусульман. В частности, справедливо утверждение, что

неприятие нововведений в исламе (

бида

) характерно для сознания со-

временного мусульманина вне зависимости от направления или мазха-

ба, которое он исповедует.

Поэтому фактор исламского фундаментализма предполагает взве-

шенную и продуманную государственную политику в области религии

и взаимодействия с религиозными организациями. В частности, важным

является вопрос, насколько фундаменталистские идеи совместимы с

либеральными ценностями? Требование подчинения воле большинства,

фундаментальное для либеральной демократии, прямо противоречит

идеологии исламского фундаментализма: «За Бога не голосуют, Богу

подчиняются» [11, c. 22].

Отсутствие в фундаменталистских идеологиях сколько-нибудь

продуктивной социально-экономической программы, выходящей за

пределы перераспределения благ, делает возможной интеграцию либе-

ральных ценностей даже в сознание религиозного человека, так как эта

лакуна исламской идеологией не заполнена. Таким образом, взвешенная

религиозная политика, направленная на поддержку умеренных и дис-

кредитацию экстремистских течений исламского фундаментализма,

позволяет направить социальный протест маргинализированных масс

населения в традиционное религиозное русло, купировав вместе с тем

опасные экстремистские тенденции, особенно поддержку радикальных

салафитских течений из-за рубежа.

Впрочем, социально-политическая роль фундаментализма совсем

не обязательно сводится к радикальным и экстремистским движениям.

Так, среди исламских фундаменталистских организаций можно выде-

лить немало проповедующих мирную политику и благотворительных.

Например, «Организация исламского сотрудничества (ОИС), выступа-

ющая против расизма и колониализма, РАИС (Российская ассоциация

исламского согласия) и ОИС (Организация исламского сотрудниче-

ства), идущие к единству мусульман посредством благих дел (учрежде-

ние Фонда помощи жертвам экстремистов, строительство мечетей, ра-

бота с молодежью и т. д.)», а также многочисленные благотворительные

организации [12].

Помимо социально-экономических, можно также выделить соци-

ально-психологические предпосылки фундаментализма. Процесс глоба-