А.В. Волобуев
2
Гуманитарный вестник
# 11·2016
жизни привели к зарождению идеологии модерна уже в эпоху Просве-
щения, не обойдя стороной и стремление к модернизации религии.
Ключевыми посылами последнего было желание очистить религии от
суеверий, выделив в них «рациональное» зерно, в первую очередь эти-
ку. Следует отметить, что религиозная модернизация не ограничилась
христианским миром: исламские религиозные реформаторы, такие как
Мохаммед Икбал, начали оказывать существенное влияние на совре-
менное им общество уже в XIX в. Противолежащая тенденция, заклю-
чающаяся в противостоянии любым изменениям в религиозной жизни
общества и возврате к его гипотетическому «исходному» состоянию,
оформилась несколько позднее.
Религиозный фундаментализм часто отождествляют с традицио-
нализмом, что совершенно неверно, несмотря на некоторые пересе-
чения между этими двумя понятиями. Если традиционализм связан с
желанием сохранить имеющееся, то фундаментализм основан на тос-
ке по уже утраченному и стремлении к обновлению через возврат к
истокам. Принято считать, что понятие «фундаментализм» появилось
во второй половине XIX в. в американском религиоведении для обо-
значения позиции тех членов евангелических церквей, которые не
принимали либеральное толкование Библии и модернизацию христи-
анского вероучения. Американские фундаменталисты стали широко
известны из-за своей непримиримой борьбы с эволюционным учени-
ем, особенно после принятия Акта Батлера (1925 г., штат Теннесси,
США), который запрещал преподавание в школах и университетах
любых небиблейских теорий происхождения человека, в частности
теории эволюции. Что же можно назвать ключевыми чертами фунда-
менталистов, позволяющими выделить их в отдельное направление?
Во-первых, они признавали священные тексты источником абсо-
лютной и непогрешимой истины. В частности, фундаменталисты наста-
ивали на буквальном толковании библейских чудес, считая, что в свя-
щенном тексте содержится первозданная правда, не принимая иноска-
зательные интерпретации модернистов. П.С. Гуревич приводит слова
одного из идеологов этого движения, Д. Феллуэла: «Фундаменталист
верит, что Библия была в прямом смысле слова вдохновлена Святым
духом и поэтому она непогрешима. Фундаменталисты верят в боже-
ственность Иисуса Христа. Они с готовностью признают его девствен-
ное положение, безгрешную жизнь, смерть во искупление. Фундамен-
талист верит в евангелизм и в ученичество через посредство местной
церкви как должное осуществление великой миссии нашего Господа»
[2, c. 158].
Во-вторых, они были склонны к ригористичному, «черно-белому»
восприятию мира, считая себя участниками борьбы добра со злом в со-
вершенно буквальном смысле этого слова или, например, разделяя мне-
ние о том, что ход истории предсказан в библейских пророчествах.