Гуманитарный вестник
# 11·2016 1
УДК
316.334
DOI 10.18698/2306-8477-2016-11-395
Становление и развитие религиозного фундаментализма:
социально-философские аспекты
© А.В. Волобуев
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия
Проанализированы социально-философские аспекты сложного и неоднозначного
явления — религиозного фундаментализма. Становление и развитие этого тече-
ния прослеживаются не в хронологическом порядке появления фундаменталист-
ских течений в рамках различных религиозных традиций, а по мере осмысления
фундаментализма как самостоятельного феномена религиоведением и политиче-
ской мыслью. Исследовано зарождение религиозного фундаментализма в США,
становление и развитие исламских фундаменталистских течений и проявлений
фундаментализма в рамках других традиций, их политизация и переплетение с
социально-политическими процессами. Выявлена сущность фундаментализма в
контексте процесса глобализации. Показано, что фундаментализм в целом явля-
ется не синонимом традиционализма, а одним из возможных ответов религиозно-
го сознания на бурный процесс модернизации.
Ключевые слова:
религия, фундаментализм, ислам, евангелические церкви, фило-
софия религии, религиоведение, модернизация.
Современные общественно-политические события приковывают
внимание людей к феномену религиозного фундаментализма. В самом
деле, в средствах массовой информации мы регулярно видим и слышим
о различных террористических актах, совершенных исламскими фун-
даменталистскими группировками, публицистика говорит об опасности
фундаментализма. Но и в академических источниках зачастую можем
увидеть эту же позицию. Так, Энтони Гидденс, профессор Лондонской
школы экономики и политических наук, характеризует фундаментали-
ста как человека, «который в принципе отказывается вступать в диалог,
кто считает свой образ жизни совершенным и достойным, а чужой —
сравнительно низшим и недостойным», и настороженно добавляет:
«Это очень опасно: чем больше нам приходится жить в мире, где необ-
ходимо уживаться с людьми, которые на нас не похожи, тем опаснее
становится этот принцип» [1]. Как же подобное явление возможно в со-
временном мире стремительного прогресса и что оно собой представля-
ет? Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, нам необходимо про-
следить становление и развитие религиозного фундаментализма, выде-
лив его социально-философские аспекты.
Как правило, появление и формирование какой-либо идеологии в
скором времени приводит к возникновению противоположно направ-
ленной. Идеи прогресса, модернизации, осовременивания всех сторон