1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 11·2016 1

УДК

316.334

DOI 10.18698/2306-8477-2016-11-395

Становление и развитие религиозного фундаментализма:

социально-философские аспекты

© А.В. Волобуев

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия

Проанализированы социально-философские аспекты сложного и неоднозначного

явления — религиозного фундаментализма. Становление и развитие этого тече-

ния прослеживаются не в хронологическом порядке появления фундаменталист-

ских течений в рамках различных религиозных традиций, а по мере осмысления

фундаментализма как самостоятельного феномена религиоведением и политиче-

ской мыслью. Исследовано зарождение религиозного фундаментализма в США,

становление и развитие исламских фундаменталистских течений и проявлений

фундаментализма в рамках других традиций, их политизация и переплетение с

социально-политическими процессами. Выявлена сущность фундаментализма в

контексте процесса глобализации. Показано, что фундаментализм в целом явля-

ется не синонимом традиционализма, а одним из возможных ответов религиозно-

го сознания на бурный процесс модернизации.

Ключевые слова:

религия, фундаментализм, ислам, евангелические церкви, фило-

софия религии, религиоведение, модернизация.

Современные общественно-политические события приковывают

внимание людей к феномену религиозного фундаментализма. В самом

деле, в средствах массовой информации мы регулярно видим и слышим

о различных террористических актах, совершенных исламскими фун-

даменталистскими группировками, публицистика говорит об опасности

фундаментализма. Но и в академических источниках зачастую можем

увидеть эту же позицию. Так, Энтони Гидденс, профессор Лондонской

школы экономики и политических наук, характеризует фундаментали-

ста как человека, «который в принципе отказывается вступать в диалог,

кто считает свой образ жизни совершенным и достойным, а чужой —

сравнительно низшим и недостойным», и настороженно добавляет:

«Это очень опасно: чем больше нам приходится жить в мире, где необ-

ходимо уживаться с людьми, которые на нас не похожи, тем опаснее

становится этот принцип» [1]. Как же подобное явление возможно в со-

временном мире стремительного прогресса и что оно собой представля-

ет? Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, нам необходимо про-

следить становление и развитие религиозного фундаментализма, выде-

лив его социально-философские аспекты.

Как правило, появление и формирование какой-либо идеологии в

скором времени приводит к возникновению противоположно направ-

ленной. Идеи прогресса, модернизации, осовременивания всех сторон