А.В. Волобуев
4
Гуманитарный вестник
# 11·2016
в том, что исламский мир находится в состоянии упадка, вызванного
отходом от традиционных ценностей и этики ислама, отказом от ислам-
ской этико-правовой системы — исламского шариата. Фундаментали-
сты требуют возвращения к законам, нормам и ценностям ислама,
строя, таким образом, социально справедливое государство. При этом
фундаменталисты зачастую тяготеют к своеобразному панисламизму,
так как исламское государство должно объединять в себе разрозненные
национальные образования исламского мира или даже всю мусульман-
скую общину —
умму
.
Таким образом, идеология исламского фундаментализма черпает
свою энергию в первую очередь из острой социальной несправед-
ливости, свойственной глобализованному миру, и все стремительнее
нарастающей в обществе высокого потребления, где богатые становятся
все богаче, а бедные — все беднее.
В целом в исламском фундаментализме можно выделить пеструю
палитру различных течений и учений разнообразного толка и степени
агрессивности. Наверное, самым влиятельным радикальным и экстре-
мистским фундаменталистским течением в исламе можно назвать вах-
хабизм, возникший в среде кочевников-бедуинов Аравийского полуост-
рова и распространивший свое влияние по всему мусульманскому миру.
Ядром идеологии ваххабизма является очищение ислама от всех док-
тринальных новшеств и возврат к исламу в его «изначальной», «чи-
стой» форме, т. е. ваххабизм представляет собой фундаментализм в чи-
стом виде. Яркой чертой ваххабизма является крайняя нетерпимость к
людям иных конфессий, атеистам и даже тем мусульманам, которые не
исповедуют «чистый» (с точки зрения ваххабитов) ислам, например к
представителям многочисленных суфийских течений. При этом един-
ственной приемлемой формой власти ваххабиты считают власть, строго
следующую законам шариата в трактовке традиционного ханбалитского
мазхаба.
Здесь необходимо сделать полемическое отступление. Между фун-
даментализмом американских евангелических церквей и исламским
фундаментализмом прослеживается существенное различие: первый
является позицией в вопросе о толковании священных текстов и носит
скорее мировоззренческий характер, тогда как второй — это в первую
очередь политическая идеология. Почему два существенно различаю-
щихся явления имеют одно и то же название?
Дело в том, что концептуальное оформление термин «религиозный
фундаментализм» получил примерно через столетие после своего появ-
ления. Одна из известных моделей религиозного фундаментализма бы-
ла предложена теологом М. Марти и историком С. Эплби в пятитомном
издании «Фундаменталистский проект». В этом труде дается следую-
щая характеристика фундаментализма: это противостояние модерниза-