Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

4

Гуманитарный вестник

# 11·2016

в том, что исламский мир находится в состоянии упадка, вызванного

отходом от традиционных ценностей и этики ислама, отказом от ислам-

ской этико-правовой системы — исламского шариата. Фундаментали-

сты требуют возвращения к законам, нормам и ценностям ислама,

строя, таким образом, социально справедливое государство. При этом

фундаменталисты зачастую тяготеют к своеобразному панисламизму,

так как исламское государство должно объединять в себе разрозненные

национальные образования исламского мира или даже всю мусульман-

скую общину —

умму

.

Таким образом, идеология исламского фундаментализма черпает

свою энергию в первую очередь из острой социальной несправед-

ливости, свойственной глобализованному миру, и все стремительнее

нарастающей в обществе высокого потребления, где богатые становятся

все богаче, а бедные — все беднее.

В целом в исламском фундаментализме можно выделить пеструю

палитру различных течений и учений разнообразного толка и степени

агрессивности. Наверное, самым влиятельным радикальным и экстре-

мистским фундаменталистским течением в исламе можно назвать вах-

хабизм, возникший в среде кочевников-бедуинов Аравийского полуост-

рова и распространивший свое влияние по всему мусульманскому миру.

Ядром идеологии ваххабизма является очищение ислама от всех док-

тринальных новшеств и возврат к исламу в его «изначальной», «чи-

стой» форме, т. е. ваххабизм представляет собой фундаментализм в чи-

стом виде. Яркой чертой ваххабизма является крайняя нетерпимость к

людям иных конфессий, атеистам и даже тем мусульманам, которые не

исповедуют «чистый» (с точки зрения ваххабитов) ислам, например к

представителям многочисленных суфийских течений. При этом един-

ственной приемлемой формой власти ваххабиты считают власть, строго

следующую законам шариата в трактовке традиционного ханбалитского

мазхаба.

Здесь необходимо сделать полемическое отступление. Между фун-

даментализмом американских евангелических церквей и исламским

фундаментализмом прослеживается существенное различие: первый

является позицией в вопросе о толковании священных текстов и носит

скорее мировоззренческий характер, тогда как второй — это в первую

очередь политическая идеология. Почему два существенно различаю-

щихся явления имеют одно и то же название?

Дело в том, что концептуальное оформление термин «религиозный

фундаментализм» получил примерно через столетие после своего появ-

ления. Одна из известных моделей религиозного фундаментализма бы-

ла предложена теологом М. Марти и историком С. Эплби в пятитомном

издании «Фундаменталистский проект». В этом труде дается следую-

щая характеристика фундаментализма: это противостояние модерниза-