Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Д.В. Лисейцев

10

Гуманитарный вестник

# 9·2016

прошения английских купцов предоставить им право свободного

проезда в Персию [36, с. 150–155].

Ни Боярская дума, ни Земские соборы не заняли в годы Смуты

более видного места в политической системе Московского царства,

нежели имели ранее, до начала XVII в. Других структур, способных

сыграть роль противовеса традиционно сильной, самодержавной вла-

сти русских царей, в Московском царстве не было, за исключением,

пожалуй, Русской православной церкви. Однако церковь в годы Сму-

ты тоже не смогла сыграть самостоятельной политической роли, а

высшие церковные иерархи далеко не всегда являли собой в то время

образцы нравственности и политической стойкости. Самоотвержен-

ному служению патриарха Гермогена были синхронны отступниче-

ство патриарха Игнатия и более чем неоднозначное в политическом

смысле поведение митрополитов Филарета Ростовского, Исидора

Новгородского или троицкого келаря Авраамия Палицына. Теокра-

тическая альтернатива самодержавию, следовательно, тоже не была

реальной перспективой развития российской государственности. Бо-

лее поздняя ситуация, когда фактическим главой Московского госу-

дарства стал патриарх Филарет Никитич, являла собой скорее не

пример теократического варианта развития страны, а все ту же само-

державную власть, оказавшуюся в силу субъективных обстоятельств

в руках политика, насильственно постриженного в монахи.

Сама мысль о возможности ограничения царской власти не вы-

зывала отклика у подданных русских царей. Неожиданный порыв

Василия Шуйского дать клятву своим подданным править в соответ-

ствии с законностью, а не с собственным произволом, вызвал осуж-

дение даже в среде его ближайшего окружения: «Бояре же и всякие

людие ему говорили, чтоб он в том креста не целовал, потому что в

Московском государстве тово не повелося» [18, с. 69]. Попытки

ограничения царской власти, зафиксированные в договорах с поль-

ским королем в 1610 г., по справедливому предположению Б.Н. Фло-

ри, формировались под сильным влиянием контактов тушинцев с

польско-литовской шляхтой [37, с. 124]. Однако эти заимствованные

политические идеи не могли оказать существенного влияния на рос-

сийское общество. Поляк Самуил Маскевич, свидетель и участник

событий Смуты, отметил, что попытки поляков убедить «москови-

тов» приобрести свободу польского образца не встретили у послед-

них понимания. Русские собеседники поляков отвечали: «Вам дорога

ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит

слабого... У нас, напротив того, самый знатный боярин не властен

обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе царь творит

суд и расправу. Если же сам государь поступит неправосудно, его

власть: как Бог, он карает и милует. Нам легче перенесть обиду от