Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Дискуссионные вопросы в истории Смуты начала XVII в.

Гуманитарный вестник

# 9·2016 11

царя, чем от своего брата, ибо он владыка всего света» [38, с. 57]. Та-

ким образом, несмотря на бурные события Смутного времени, идея

сильной царской власти не была дискредитирована в сознании под-

данных Московского царства. Политическим идеалом оставалась

консервативная идея восстановления старых порядков — «как при

прежних великих государях бывало».

Означает ли это, что Смутное время не произвело никаких пере-

мен в жизни российского общества? Утверждать подобное было бы

неправильно. Смута дорого обошлась и народу, и государству. Нель-

зя забывать об огромном количестве погибших, угнанных в плен и

просто «безвестно» разбредшихся подданных Московского царства.

В руинах лежали многие города, опустели деревни, зарастали лесом

вчерашние пашни — подобными картинами изобилуют писцовые и

дозорные книги начала XVII в. Западная граница России была ото-

двинута на восток, будучи возвращена, по сути, к состоянию на нача-

ло XVI столетия. Впрочем, эти последствия Смутного времени при

всей их тяжести были преодолимы: к 1630-м годам в целом была ста-

билизирована экономическая ситуация, и правительство первого Ро-

манова уже предприняло первую, хотя и неудачную, попытку взять

реванш за поражение в войне с Речью Посполитой. Через полвека

после заключения Деулинского перемирия Московское царство воз-

вратит себе земли, уступленные Польше на выходе из Смуты, и, в

свою очередь, начнет теснить западного соседа.

Более труднопреодолимыми, хотя на первый взгляд и не такими

заметными, оказались изменения в сознании русских людей XVII в.

Власть новой царской династии утратила в их глазах изрядную долю

своей прежней святости и непогрешимости, поскольку Смута за ко-

роткое время успела продемонстрировать россиянам и царя-

цареубийцу (вне зависимости от того, был ли на самом деле Борис

Годунов виновен в смерти царевича Дмитрия), и царя-самозванца, и

царя-самовенечника. Москва видела убитого царя, а также царя,

насильственно сведенного с престола и постриженного в монахи.

Наконец, люди были свидетелями буйной казачьей вольницы, давав-

шей закрепощаемому населению страны последний шанс сохранить

личную свободу. Безусловно, «московский народ вышел из Смуты

материально разоренным и духовно потрясенным» [17, с. 63]. Мос-

ковское же государство, также выйдя из Смуты материально разо-

ренным, тем не менее стремилось восстановить систему государ-

ственности в прежнем, неизменном виде. И, нужно признать, оно

вполне преуспело в этом деле: по верному замечанию Н.П. Павлова-

Сильванского, «Московское государство времени царя Алексея Ми-

хайловича по главным началам своего строя не отличается от госу-

дарства времен Иоанна Грозного» [39, с. 131]. Однако это государ-