Пусть к категории менталитета в истории социального познания
Гуманитарный вестник
# 8·2016 7
чувств и поступков. Фромм справедливо относил понятие социально-
го характера к ключевым категориям, необходимым для постижения
исторического процесса. Эта идея Фромма подтверждена авторами
статьи положением о том, что в социуме менталитет выполняет свои
функции в системе одного из основных противоречий общества —
противоречия между культурой, специфика которой представлена
соответствующим менталитетом, и социальными отношениями [2].
Также важна при разработке содержания понятия «менталитет»
мысль Фромма о том, что социальный характер (менталитет) опреде-
ляет направленность, специфический характер общения, поведения,
деятельности людей.
Важным и оставившим значительный след в процессе изучения
ментальности было направление исследования психологии народов.
Основоположниками этого направления являются немецкие ученые
Х. Штейнталь и М. Лацарус. Главная их идея состояла в том, что все
представители одного народа носят единый отпечаток на своем теле
и в душе, формируемый душой народа, которая существует объек-
тивно. Изучением сверхличностной души народа, или народного ду-
ха, по их мнению, должна заниматься этноисторическая психология
(когда речь идет о понимании сущности духа народа вообще) и пси-
хологическая этнология (когда анализируются конкретные формы
народного духа). В качестве объектов анализа и в том, и в другом
случаях должны выступать мифы, языки, мораль, нравы, быт и дру-
гие компоненты народных культур во всем их разнообразии [17].
Изучение психологии народов было продолжено немецким уче-
ным В. Вундтом, который считал, что проблематика психологии
народов служит продолжением и дополнением индивидуальной пси-
хологии. Согласно Вундту, психология народов должна охватывать и
изучать социально-психологические явления, представляющие собой
продукты взаимодействия и совместной жизни людей. Индивидуаль-
ная психология, как полагал Вундт, может изучаться методом экспе-
римента, для чего в 1879 г. ученым была организована психологиче-
ская лаборатория, ставшая первой в мире. А психология народов, по
Вундту, может исследоваться культурно-историческим методом. В
этом Вундт был согласен с Лацарусом и Штейнталем. Опыт своего
психологического истолкования мифов, религии, искусства и других
феноменов культуры Вундт изложил в 10 томах «Психологии наро-
дов» [13], которая и в наше время не утратила научного значения.
Так, Вундт был прав, критикуя взгляды Лацаруса и Штейенталя
за противопоставление ими психологии народов индивидуальной
психологии и за признание самостоятельного, внеличностного суще-
ствования души народа. Вундт подчеркивал, что душа народа состо-
ит из элементов единичных душ, причастных ей, и для постижения