Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Пусть к категории менталитета в истории социального познания

Гуманитарный вестник

# 8·2016 7

чувств и поступков. Фромм справедливо относил понятие социально-

го характера к ключевым категориям, необходимым для постижения

исторического процесса. Эта идея Фромма подтверждена авторами

статьи положением о том, что в социуме менталитет выполняет свои

функции в системе одного из основных противоречий общества —

противоречия между культурой, специфика которой представлена

соответствующим менталитетом, и социальными отношениями [2].

Также важна при разработке содержания понятия «менталитет»

мысль Фромма о том, что социальный характер (менталитет) опреде-

ляет направленность, специфический характер общения, поведения,

деятельности людей.

Важным и оставившим значительный след в процессе изучения

ментальности было направление исследования психологии народов.

Основоположниками этого направления являются немецкие ученые

Х. Штейнталь и М. Лацарус. Главная их идея состояла в том, что все

представители одного народа носят единый отпечаток на своем теле

и в душе, формируемый душой народа, которая существует объек-

тивно. Изучением сверхличностной души народа, или народного ду-

ха, по их мнению, должна заниматься этноисторическая психология

(когда речь идет о понимании сущности духа народа вообще) и пси-

хологическая этнология (когда анализируются конкретные формы

народного духа). В качестве объектов анализа и в том, и в другом

случаях должны выступать мифы, языки, мораль, нравы, быт и дру-

гие компоненты народных культур во всем их разнообразии [17].

Изучение психологии народов было продолжено немецким уче-

ным В. Вундтом, который считал, что проблематика психологии

народов служит продолжением и дополнением индивидуальной пси-

хологии. Согласно Вундту, психология народов должна охватывать и

изучать социально-психологические явления, представляющие собой

продукты взаимодействия и совместной жизни людей. Индивидуаль-

ная психология, как полагал Вундт, может изучаться методом экспе-

римента, для чего в 1879 г. ученым была организована психологиче-

ская лаборатория, ставшая первой в мире. А психология народов, по

Вундту, может исследоваться культурно-историческим методом. В

этом Вундт был согласен с Лацарусом и Штейнталем. Опыт своего

психологического истолкования мифов, религии, искусства и других

феноменов культуры Вундт изложил в 10 томах «Психологии наро-

дов» [13], которая и в наше время не утратила научного значения.

Так, Вундт был прав, критикуя взгляды Лацаруса и Штейенталя

за противопоставление ими психологии народов индивидуальной

психологии и за признание самостоятельного, внеличностного суще-

ствования души народа. Вундт подчеркивал, что душа народа состо-

ит из элементов единичных душ, причастных ей, и для постижения