Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

2

Гуманитарный вестник

# 8·2016

Отметим вначале, что история исследования менталитета очень

богата. Изучая его, одни авторы применяли термины «менталитет»

или «ментальность» [5, 9, 10], а другие ученые для обозначения ча-

стей, элементов, уровней того, что мы сейчас именуем менталитетом,

использовали иные термины [11–13]. Не во всех случаях исследова-

ние собственно ментальности отграничивалось от изучения духовно-

го мира, сознания или психики человека. В этой работе не ставится

цель произвести анализ и детальное описание хода изучения мен-

тальности. Это может быть целью отдельного историко-культу-

рологического и социально-философского исследования. В данной

статье сделана попытка показать, каким образом в истории разраба-

тывался вопрос о сущности категории менталитета, и не были рас-

смотрены вопросы об описании авторами прежних эпох конкретных

форм ментальности и способов их формирования в тех исторических

условиях.

Еще намного раньше, чем в социальных науках возникло понятие

менталитета, исследование факторов, репрезентируемых в наше вре-

мя данным понятием, производилось в форме многообразных описа-

ний особенностей характера, привычек, традиций, нравов, мышления

людей и различных народов в сочинениях Страбона, Гая Юлия Цеза-

ря, Ксенофонта, Плиния, Тацита, Гиппократа, Геродота, Фукидида

и

иных древних мыслителей [4, 8]. Происходящее от латинского слова

mens прилагательное mentalis возникло в ХIХ в. в языке средневеко-

вой схоластики. Существительное mentality (менталитет) появляется

в XVII в. в Англии. Отсюда оно было перенесено во Францию и бла-

годаря Вольтеру проникло в обыденный язык и стало использоваться

[14]. Но в научных исследованиях категория менталитета еще не

применяется, а социально-психологические особенности социальных

групп и отдельных людей характеризуются другими понятиями.

В XVIII веке Ш. Монтескье вводит в социальную философию

концепт «дух народа». Вопрос об обусловленности этого духа он ре-

шает с позиций географического детерминизма: благодаря климату и

почвам складываются традиции и обычаи, влияющие на духовные

свойства народов [15]. И.Г. Гердер, использовавший понятия «народ-

ный характер», «душа народа», «дух народа» как равнозначные, пи-

сал о зависимости духа народа не только от климата и ландшафта, но

и от воспитания, образа жизни, этнической истории и политического

строя. По его мнению, дух народа является движущей силой истори-

ческого развития нации, он придает активность культуре и обнару-

живается в обычаях, традициях, языке. Особенно важно для пости-

жения духа народа изучать фольклор, в котором он выражается

наиболее полным образом [12].