Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
2
Гуманитарный вестник
# 8·2016
Отметим вначале, что история исследования менталитета очень
богата. Изучая его, одни авторы применяли термины «менталитет»
или «ментальность» [5, 9, 10], а другие ученые для обозначения ча-
стей, элементов, уровней того, что мы сейчас именуем менталитетом,
использовали иные термины [11–13]. Не во всех случаях исследова-
ние собственно ментальности отграничивалось от изучения духовно-
го мира, сознания или психики человека. В этой работе не ставится
цель произвести анализ и детальное описание хода изучения мен-
тальности. Это может быть целью отдельного историко-культу-
рологического и социально-философского исследования. В данной
статье сделана попытка показать, каким образом в истории разраба-
тывался вопрос о сущности категории менталитета, и не были рас-
смотрены вопросы об описании авторами прежних эпох конкретных
форм ментальности и способов их формирования в тех исторических
условиях.
Еще намного раньше, чем в социальных науках возникло понятие
менталитета, исследование факторов, репрезентируемых в наше вре-
мя данным понятием, производилось в форме многообразных описа-
ний особенностей характера, привычек, традиций, нравов, мышления
людей и различных народов в сочинениях Страбона, Гая Юлия Цеза-
ря, Ксенофонта, Плиния, Тацита, Гиппократа, Геродота, Фукидида
и
иных древних мыслителей [4, 8]. Происходящее от латинского слова
mens прилагательное mentalis возникло в ХIХ в. в языке средневеко-
вой схоластики. Существительное mentality (менталитет) появляется
в XVII в. в Англии. Отсюда оно было перенесено во Францию и бла-
годаря Вольтеру проникло в обыденный язык и стало использоваться
[14]. Но в научных исследованиях категория менталитета еще не
применяется, а социально-психологические особенности социальных
групп и отдельных людей характеризуются другими понятиями.
В XVIII веке Ш. Монтескье вводит в социальную философию
концепт «дух народа». Вопрос об обусловленности этого духа он ре-
шает с позиций географического детерминизма: благодаря климату и
почвам складываются традиции и обычаи, влияющие на духовные
свойства народов [15]. И.Г. Гердер, использовавший понятия «народ-
ный характер», «душа народа», «дух народа» как равнозначные, пи-
сал о зависимости духа народа не только от климата и ландшафта, но
и от воспитания, образа жизни, этнической истории и политического
строя. По его мнению, дух народа является движущей силой истори-
ческого развития нации, он придает активность культуре и обнару-
живается в обычаях, традициях, языке. Особенно важно для пости-
жения духа народа изучать фольклор, в котором он выражается
наиболее полным образом [12].