Пусть к категории менталитета в истории социального познания
Гуманитарный вестник
# 8·2016 3
Определенные аспекты духовных особенностей народов были рас-
крыты представителями исторического романтизма в начале ХIХ в. —
Э. Берком, Ф. Шатобрианом, Ф. Шлегелем и др. Они показывали, что
каждый народ обладает присущим ему особым национальным духом,
который относительно постоянен в ходе истории. Историкам, по
мнению представителей исторического романтизма, следует искать в
национальной истории все проявления этого народного духа в осо-
бенностях языка, фольклоре, праве, обычаях, политических институ-
тах. Аналогичные идеи в первой четверти ХIХ в. высказывали пред-
ставители исторической школы права Ф. Савиньи и К. Эйхгорн. Они
полагали, что всем народам с момента их возникновения дан особен-
ный народный дух, проявляющийся впоследствии на каждой ступени
развития страны [16].
Г. Гегель затем дополнил эти представления положением о том,
что народный дух — это особое проявление мирового духа в данный
исторический период и на данной территории. По его мнению, миро-
вой дух распадается на духи рас, а последние — на народные духи,
различающиеся интеллектуальными и нравственными способностя-
ми. Здесь обнаруживается гипотеза Гегеля о единстве общего и осо-
бенного в ментальной сфере. Для дальнейшего исследования важно
также, что дух народа (в интерпретации авторов статьи — нацио-
нальный менталитет) определяется Гегелем с помощью категории
особенного, имеющей общефилософский характер. Это будет ис-
пользовано для выявления сущности менталитета. Гегель писал, что
«принципом в истории является определенность духа —
особый
(курсив авторов —
Н.Г., Н.Г.
) дух народа. В этой определенности он
выражает как конкретные все стороны своего сознания и хотения,
всей своей действительности; она является общей отличительной
чертой его религии, его политического строя, его нравственности, его
правовой системы, его нравов, а также его науки, искусства и техни-
ческого уменья» [11, с. 87]. Важна здесь также мысль Гегеля о том,
что народный дух (национальный менталитет) включает в себя осо-
бенности всех воплощений культуры — всех форм общественного
сознания.
С 1856 г. Р. Эмерсон, американский философ, стал применять
лексему «менталитет», совпадающую по смыслу с «душой» как пер-
воисточником истин и ценностей [17]. Однако этот
новый
термин в
его работах не обладал
новым
, по сравнению со словом «душа», зна-
чением. В дальнейшем термин стал активно использоваться француз-
ским ученым Э. Дюркгеймом. Отсюда, вероятно, и можно вести от-
счет в научном истолковании этого термина, поскольку здесь он уже
имел свою специфику, фиксируя духовные отличия одних социаль-
ных общностей от других. В 1896 г. Дюркгейм создал специальную