Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Пусть к категории менталитета в истории социального познания

Гуманитарный вестник

# 8·2016 3

Определенные аспекты духовных особенностей народов были рас-

крыты представителями исторического романтизма в начале ХIХ в. —

Э. Берком, Ф. Шатобрианом, Ф. Шлегелем и др. Они показывали, что

каждый народ обладает присущим ему особым национальным духом,

который относительно постоянен в ходе истории. Историкам, по

мнению представителей исторического романтизма, следует искать в

национальной истории все проявления этого народного духа в осо-

бенностях языка, фольклоре, праве, обычаях, политических институ-

тах. Аналогичные идеи в первой четверти ХIХ в. высказывали пред-

ставители исторической школы права Ф. Савиньи и К. Эйхгорн. Они

полагали, что всем народам с момента их возникновения дан особен-

ный народный дух, проявляющийся впоследствии на каждой ступени

развития страны [16].

Г. Гегель затем дополнил эти представления положением о том,

что народный дух — это особое проявление мирового духа в данный

исторический период и на данной территории. По его мнению, миро-

вой дух распадается на духи рас, а последние — на народные духи,

различающиеся интеллектуальными и нравственными способностя-

ми. Здесь обнаруживается гипотеза Гегеля о единстве общего и осо-

бенного в ментальной сфере. Для дальнейшего исследования важно

также, что дух народа (в интерпретации авторов статьи — нацио-

нальный менталитет) определяется Гегелем с помощью категории

особенного, имеющей общефилософский характер. Это будет ис-

пользовано для выявления сущности менталитета. Гегель писал, что

«принципом в истории является определенность духа —

особый

(курсив авторов —

Н.Г., Н.Г.

) дух народа. В этой определенности он

выражает как конкретные все стороны своего сознания и хотения,

всей своей действительности; она является общей отличительной

чертой его религии, его политического строя, его нравственности, его

правовой системы, его нравов, а также его науки, искусства и техни-

ческого уменья» [11, с. 87]. Важна здесь также мысль Гегеля о том,

что народный дух (национальный менталитет) включает в себя осо-

бенности всех воплощений культуры — всех форм общественного

сознания.

С 1856 г. Р. Эмерсон, американский философ, стал применять

лексему «менталитет», совпадающую по смыслу с «душой» как пер-

воисточником истин и ценностей [17]. Однако этот

новый

термин в

его работах не обладал

новым

, по сравнению со словом «душа», зна-

чением. В дальнейшем термин стал активно использоваться француз-

ским ученым Э. Дюркгеймом. Отсюда, вероятно, и можно вести от-

счет в научном истолковании этого термина, поскольку здесь он уже

имел свою специфику, фиксируя духовные отличия одних социаль-

ных общностей от других. В 1896 г. Дюркгейм создал специальную