Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Пусть к категории менталитета в истории социального познания

Гуманитарный вестник

# 8·2016 5

особенный дух. Философ отмечал: «Помимо общего всем обличья,

каждый из народов… имеет свои особые черты, но все это коренится

в истории и в традициях и составляет наследственное достояние этих

народов» [18, с. 22]. Еще П.Я. Чаадаев писал: «Судя о народах, надо

исследовать общий дух, составляющий их сущность, ибо только этот

общий дух способен вознести их к более совершенному нравствен-

ному состоянию и направить к бесконечному развитию, а не та или

другая черта их характера» [18, с. 24]. Это положение П.Я. Чаадаева

можно рассматривать как гипотезу о приоритете группового мента-

литета в сравнении с индивидуальным.

В 1835 г. об особенностях национального характера писал фран-

цузский исследователь А. Токвиль. При изучении общественного со-

знания Америки Токвиль отыскивал первопричины тех предрассуд-

ков, которые были распространены в США

первой половины ХIХ в.

Он считал, что из этих первопричин и формируется национальный

характер. Мыслитель полагал, что все жители Северной Америки

имеют похожие принципы мышления и осуществляют свою ум-

ственную деятельность по одним принципам [19].

В самом конце ХIХ — начале ХХ вв. проблему национального

русского характера исследовали Н.О. Лосский и Н.А. Бердяев

[20, 21]. Они стремились с философской точки зрения постичь сущ-

ность человеческого духа в системе отношения человека к государ-

ству и к идее Бога, а также выявить особенности русской души. По-

скольку в то время не проводились конкретные социально-

психологические и социологические исследования, то сейчас нелегко

представить, как адекватно характеризовали названные авторы ду-

ховные особенности русских людей в ту ушедшую эпоху. Весьма

трудно судить, действительно ли характер русских людей был таким

аскетическим, как писал Н.А. Бердяев, или настолько мистичен и ре-

лигиозен, как отмечал Н.О. Лосский. Для данного исследования, од-

нако, важно то, что под характером народа они понимали, как следу-

ет из контекста их трудов, коллективные социально-психологические

особенности людей, которые наиболее точно следовало бы обозна-

чать термином «менталитет», более адекватно выражающим указан-

ные особенности.

С этим солидарны и другие современные авторы. Так, Д.В. По-

лежаев в специальном монографическом исследовании также делает

вывод, что содержание понятия «характер народа» у Н.А. Бердяева и

Н.О. Лосского совпадает с содержанием понятия «менталитет» [22].

Однако термин «менталитет», на наш взгляд, для описания своеобра-

зия духовного мира субъектов является более адекватным, чем тер-

мины «социальный характер» или «народный характер», поскольку

относится ко всему духовному миру субъекта. Термин же «харак-