Пусть к категории менталитета в истории социального познания
Гуманитарный вестник
# 8·2016 9
ских народов труд «Европейская история менталитета» [26]. Среди
авторов этого произведения крупные ученые из Германии, Франции,
Австрии, США. Менталитет, по их мнению, включает в свой состав
множество конкретных узких тем, которые в совокупности и дают
глобальную картину менталитета:
•
оценка соотношения между душой и телом; сознательная оцен-
ка и неосознанная роль телесного (например, идея тела как темницы
души или идеал психосоматической целостности);
•
точка зрения на юность и старость и на превалирующее их об-
щественное положение (идеи геронтократии или культа юности);
•
отношение к сексуальности и любви (идеи разделения секса,
любви и супружества или романтической любви как смысла бытия);
•
страхи и надежды (представления об утопии или посмертной
жизни);
•
представления о соотношении счастья, страдания, радости (ата-
раксия или преодоление страдания с помощью лекарств);
•
оценка и преодоление болезненности (понимание болезни как
божьего наказания, представление о болезни как дефекте биологиче-
ского механизма);
•
представления о смерти и поведении человека при умирании
(понимание умирания как цезуры внутри жизни или смерти как вы-
теснения из мира повседневности);
•
переживания, связанные с отношениями между индивидом, се-
мьей и обществом (культ индивидуального гения, представление о
детях как смысле жизни женщины);
•
общественные критерии ценности (консерватизм и прогрессив-
ность, честь и стыд);
•
значение труда и отдыха (праздник как религиозное отправление;
•
структура и оценка власти (представление о священном проис-
хождении власти или ее легитимности по результатам выборов);
•
отношение к войне и миру (понятие о справедливых и неспра-
ведливых войнах, принципиальное отрицание насилия);
•
формы этики и права (представление об этике как божествен-
ном установлении, сословное понимание права, признание равенства
прав всех граждан);
•
эстетические представления (понимание прекрасного как целе-
сообразного, понимание искусства как средства воспитания или при-
знание существования искусства ради искусства);
•
религиозность (любовь к Богу или страх перед божеством,
представления о загробной жизни);
•
оценка природы и окружающего мира (анимистическое воспри-
ятие природы, понимание необходимости сохранения биосферы);