Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Пусть к категории менталитета в истории социального познания

Гуманитарный вестник

# 8·2016 9

ских народов труд «Европейская история менталитета» [26]. Среди

авторов этого произведения крупные ученые из Германии, Франции,

Австрии, США. Менталитет, по их мнению, включает в свой состав

множество конкретных узких тем, которые в совокупности и дают

глобальную картину менталитета:

оценка соотношения между душой и телом; сознательная оцен-

ка и неосознанная роль телесного (например, идея тела как темницы

души или идеал психосоматической целостности);

точка зрения на юность и старость и на превалирующее их об-

щественное положение (идеи геронтократии или культа юности);

отношение к сексуальности и любви (идеи разделения секса,

любви и супружества или романтической любви как смысла бытия);

страхи и надежды (представления об утопии или посмертной

жизни);

представления о соотношении счастья, страдания, радости (ата-

раксия или преодоление страдания с помощью лекарств);

оценка и преодоление болезненности (понимание болезни как

божьего наказания, представление о болезни как дефекте биологиче-

ского механизма);

представления о смерти и поведении человека при умирании

(понимание умирания как цезуры внутри жизни или смерти как вы-

теснения из мира повседневности);

переживания, связанные с отношениями между индивидом, се-

мьей и обществом (культ индивидуального гения, представление о

детях как смысле жизни женщины);

общественные критерии ценности (консерватизм и прогрессив-

ность, честь и стыд);

значение труда и отдыха (праздник как религиозное отправление;

структура и оценка власти (представление о священном проис-

хождении власти или ее легитимности по результатам выборов);

отношение к войне и миру (понятие о справедливых и неспра-

ведливых войнах, принципиальное отрицание насилия);

формы этики и права (представление об этике как божествен-

ном установлении, сословное понимание права, признание равенства

прав всех граждан);

эстетические представления (понимание прекрасного как целе-

сообразного, понимание искусства как средства воспитания или при-

знание существования искусства ради искусства);

религиозность (любовь к Богу или страх перед божеством,

представления о загробной жизни);

оценка природы и окружающего мира (анимистическое воспри-

ятие природы, понимание необходимости сохранения биосферы);