Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

8

Гуманитарный вестник

# 8·2016

народной души следует изучать креативную деятельность отдельных

людей. Эта мысль Вундта важна для выявления соотношения инди-

видуального и группового сознания, а также для построения типоло-

гии форм менталитета и установления соотношений между коллек-

тивным и индивидуальным менталитетом.

Особенно большой эвристический потенциал понятие «ментали-

тет» обнаружило в ХХ в. К этому понятию в Западной Европе про-

явили интерес представители многих социальных и гуманитарных

наук: истории, лингвистики, социальной психологии, культурологии,

этнографии, социологии, политологии. Представители данных дис-

циплин раскрыли некоторые новые аспекты влияния социально-

психологических особенностей индивидов на социальные процессы.

Целую интеллектуальную эпоху в изучении менталитета создали

группировавшиеся с 1929 г. в журнале «Анналы» французские уче-

ные Л. Февр, М. Блок, Ж. Дюби, Р. Мандру и другие представители

культурно-антропологического и историко-психологического направ-

лений в обществознании. Они истолковывали менталитет как наличие у

какой-либо этнической или культурной общности людей определенного

присущего всем «умственного инструментария», своеобразной «психо-

логической оснастки», создающей возможности особым образом вос-

принимать и осмысливать самих себя, свое социальное и природное

окружение [14]. Ученые из школы «Анналы» изучали мировую исто-

рию как процесс последовательной смены ментальностей различных

эпох. Они пытались показать, какие типичные переживания испыты-

вали люди прежних эпох.

Представители этой школы хотели установить то, что является об-

щим в психике изучаемой социальной общности. Поздний представи-

тель французской историко-психологической школы Ж. Ле Гофф,

писал: «Ментальность — это то, что было общего в сознании Цезаря

и любого воина в его легионах, в сознании Людовика Святого и лю-

бого крестьянина в его владениях, в сознании Колумба и любого

матроса на его каравеллах» [25, с. 169]. Другие их задачи состояли в

том, чтобы показать, как в социально-психологическом отношении

данная группа отличается от других групп, а также раскрыть соци-

ально-психологические особенности, обусловливающие специфиче-

ский характер мировосприятия членов каждой группы.

В последующем работы французских ученых начали завоевывать

признание и в других странах. Так, классический труд «отца школы

Анналов» М. Блока «Феодальное общество» вышел во Франции в

1939–1940 гг., в Италии — в 1949 г., в Англии — в 1961 г., в Герма-

нии — в 1982 г. [8, 17].

В 1993 г. вышел в свет весьма объемный и наиболее детальный в

разработке вопроса о конкретных ментальных особенностях европей-