Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
8
Гуманитарный вестник
# 8·2016
народной души следует изучать креативную деятельность отдельных
людей. Эта мысль Вундта важна для выявления соотношения инди-
видуального и группового сознания, а также для построения типоло-
гии форм менталитета и установления соотношений между коллек-
тивным и индивидуальным менталитетом.
Особенно большой эвристический потенциал понятие «ментали-
тет» обнаружило в ХХ в. К этому понятию в Западной Европе про-
явили интерес представители многих социальных и гуманитарных
наук: истории, лингвистики, социальной психологии, культурологии,
этнографии, социологии, политологии. Представители данных дис-
циплин раскрыли некоторые новые аспекты влияния социально-
психологических особенностей индивидов на социальные процессы.
Целую интеллектуальную эпоху в изучении менталитета создали
группировавшиеся с 1929 г. в журнале «Анналы» французские уче-
ные Л. Февр, М. Блок, Ж. Дюби, Р. Мандру и другие представители
культурно-антропологического и историко-психологического направ-
лений в обществознании. Они истолковывали менталитет как наличие у
какой-либо этнической или культурной общности людей определенного
присущего всем «умственного инструментария», своеобразной «психо-
логической оснастки», создающей возможности особым образом вос-
принимать и осмысливать самих себя, свое социальное и природное
окружение [14]. Ученые из школы «Анналы» изучали мировую исто-
рию как процесс последовательной смены ментальностей различных
эпох. Они пытались показать, какие типичные переживания испыты-
вали люди прежних эпох.
Представители этой школы хотели установить то, что является об-
щим в психике изучаемой социальной общности. Поздний представи-
тель французской историко-психологической школы Ж. Ле Гофф,
писал: «Ментальность — это то, что было общего в сознании Цезаря
и любого воина в его легионах, в сознании Людовика Святого и лю-
бого крестьянина в его владениях, в сознании Колумба и любого
матроса на его каравеллах» [25, с. 169]. Другие их задачи состояли в
том, чтобы показать, как в социально-психологическом отношении
данная группа отличается от других групп, а также раскрыть соци-
ально-психологические особенности, обусловливающие специфиче-
ский характер мировосприятия членов каждой группы.
В последующем работы французских ученых начали завоевывать
признание и в других странах. Так, классический труд «отца школы
Анналов» М. Блока «Феодальное общество» вышел во Франции в
1939–1940 гг., в Италии — в 1949 г., в Англии — в 1961 г., в Герма-
нии — в 1982 г. [8, 17].
В 1993 г. вышел в свет весьма объемный и наиболее детальный в
разработке вопроса о конкретных ментальных особенностях европей-