Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
10
Гуманитарный вестник
# 8·2016
•
космология (понимание мира как организма или машины, пред-
ставления об эволюции Вселенной);
•
восприятие пространства (представление о святости простран-
ства, образцы движения в пространстве);
•
восприятие времени (представление о циклической картине ис-
торического процесса или необратимости времени);
•
образцы мышления (ассоциативное мышление, разрешение
проблем в ходе дискуссии);
•
регуляция поведения цивилизованным путем (правила поведе-
ния за столом, в общественном месте, на работе);
•
формы коммуникации (язык жестов, устная и письменная речь)
[26].
В «Европейской истории менталитета» более 30 авторов остано-
вились, по их выражению, на самых основополагающих компонентах
менталитета. Все компоненты проблемы менталитета рассматрива-
лись соответствующими специалистами отдельно для исторических
эпох — античной, средневековой и нового времени. В результате
этот труд оказался состоящим из 51 самостоятельного очерка, не счи-
тая предисловия и вводной главы «К теории и практике менталите-
та», написанными П. Динцельбахером — редактором книги, извест-
ным немецким ученым.
Данный коллективный труд представляет научную ценность,
прежде всего, благодаря раскрытию в нем конкретных ментальных
особенностей людей, живших в эпоху античности, средних веков,
нового времени. Но значимость этой фундаментальной работы и в
том, что она показывает огромную степень сложности содержания
менталитета, хотя коллектив авторов этой книги исследовал только
элементы, входящие в духовный мир людей, и не затрагивал вопросы
о социально-психологических качествах субъектов ментальности,
которые тоже входят в содержание менталитета и влияют на поведе-
ние субъектов.
В 1977 г. вышел в свет серьезный труд французского исследова-
теля Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», в котором в истори-
ческом аспекте рассматривается важный вопрос проблемы ментали-
тета — особенности восприятия смерти и понимания своей смертно-
сти у людей в различные исторические эпохи [27].
Обобщая описаннное выше, можно отметить, что авторы в кате-
гориях «психологическая оснастка», «душа народа», «национальный
дух», «народный дух», «социальный характер», «национальный ха-
рактер», «душевный строй», «народный характер», «коллективные
представления» и в иных понятиях фиксировали разные элементы и
стороны менталитета, а также способы его воздействия на практиче-
скую и познавательную деятельность индивидуальных и коллектив-