Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

4

Гуманитарный вестник

# 8·2016

рубрику «Групповая ментальность» в журнале «L’Annee

sociologique», который он редактировал. Ментальность Дюркгейм

понимал как специфические коллективные представления. Ученый

отмечал: «В основе наших суждений имеется известное число суще-

ственных понятий, которые управляют нашей умственной жизнью…

Если категории… являются коллективными представлениями, они

выражают… те или иные состояния коллективности» [9, с. 213].

Важным для исследования темы статьи служит положение Дюркгей-

ма о коллективных представлениях (некоторых ментальных особен-

ностях) как основе человеческой солидарности, и, следовательно,

прогресса. Дюркгейм выделил два типа солидарности, один из кото-

рых базируется на сходствах (механическая солидарность), другой —

на разделении труда и различиях (органическая солидарность). Эти

положения Дюркгейма хотя и неполно описывали условия обще-

ственной солидарности, стали важными для авторов статьи при вы-

явлении функций, а отсюда и сущности менталитета.

Положения о менталитете как сравнительной для разных соци-

альных групп категории были в дальнейшем обоснованы Л. Леви-

Брюлем, французским философом, в работе «Первобытное мышле-

ние» (1922), после чего понятие менталитета получило очень широ-

кое распространение в гуманитарных науках. Посредством категории

«менталитет» Леви-Брюль характеризовал различие между мышле-

нием первобытного и современного человека. Философ отмечал, что

«определенный тип общества, имеющий свои собственные учрежде-

ния и нравы, неизбежно будет иметь и свое собственное мышление.

Различным социальным типам будут соответствовать различные

формы мышления, тем более, что сами учреждения и нравы в основе

своей являются не чем иным, как известным аспектом или формой

коллективных представлений, рассматриваемых, так сказать, объек-

тивно. Это приводит нас к сознанию, что

сравнительное изучение

разных типов человеческого общества неотделимо от

сравнительного

изучения

(курсив авторов —

Н.Г., Н.Г.

) коллективных представлений,

господствующих в этом обществе» [10]. Значимой для выявления

особенностей постижения менталитета в отличие от изучения духов-

ной сферы общества любого вида служит положение Леви Брюля о

том, что при таком постижении обязателен сравнительный анализ

социально-психологических характеристик разных социальных

групп. Это будет использовано при обосновании способов идентифи-

кации менталитетов разных типов.

Значительную роль в процессе постижения сущности ментально-

сти сыграли исследования различных видов общественного характе-

ра. В начале ХIХ в. П.Я. Чаадаев обратил внимание на то, что каж-

дому народу присущи свои нравы, особенный характер, в целом —