Previous Page  6 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 14 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

6

Гуманитарный вестник

# 8·2016

тер», как принято в психологии, категорией которой он является, от-

носится лишь к части духовного мира и личности.

В конце ХIХ в. Г. Лебон, французский ученый, писал, что каждо-

му народу присущ специальный душевный строй, от которого берут

начало его искусства и верования, учреждения, мысли и чувства [23].

Он полагал, что особенности психологии народов составляют то, что

можно назвать национальными характерами, образующими средние

типы, которые дают возможность установить ментальные характери-

стики разных народов. Лебон отмечал, что внутри тысячи китайцев,

англичан, французов, выбранных случайно, будут, несомненно, от-

личия друг от друга. Но в силу наследственности и общей истории

они обладают и одинаковыми качествами, по которым возможно вос-

создать идеальный тип китайца, англичанина, француза. По мнению

Лебона, важная роль в образовании национальности и ее характера

принадлежит общим верованиям, единым интересам, одинаковым

оценкам социально-экономических ситуаций, что подтверждалось

историческим опытом.

Опираясь на исторический опыт, философ писал, что француз-

ская нация образовалась из мелких народностей (провансальцев, бре-

тонцов, гасконцев, бургундцев, фламандцев, пикардийцев), имевших

первоначально различные умственные идеи и чувства. И это возник-

новение произошло в результате осознания общих интересов, веро-

ваний, идей. Аналогично, по мнению Лебона, происходило образова-

ние английской нации: из древних бретонцев, нормандцев, англосак-

сов сформировался однородный национальный тип в результате

осознания ими единого образа своего мышления и действий, которые

были признаны целесообразными и утвердились в качестве общих

для них всех.

Однако применявшееся Лебоном понятие «душевный строй» бы-

ло слишком неопределенным, а его категория «национальный харак-

тер» являлась слишком узкой для описания своеобразия духовного

мира народов. Национальный характер составляет лишь часть мента-

литета. Но мысль Лебона о том, что национальный характер (нацио-

нальный менталитет) представлен не просто свойствами, а

социаль-

но-психологическими особенностями

членов социальной группы, вы-

являемыми при сравнительном исследовании, представляется важной

для целей данного исследования и будет использована при обоснова-

нии авторами статьи трактовки менталитета.

Данная исследовательская традиция была продолжена Э.

Фроммом, который в 1941 г. в работе «Бегство от свободы» ввел но-

вое понятие «социальный характер» [24]. Под ним Фромм понимал

ту относительно устойчивую структуру человека, которая детерми-

нирует направленность его конкретного поведения, мышления,