Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
6
Гуманитарный вестник
# 8·2016
тер», как принято в психологии, категорией которой он является, от-
носится лишь к части духовного мира и личности.
В конце ХIХ в. Г. Лебон, французский ученый, писал, что каждо-
му народу присущ специальный душевный строй, от которого берут
начало его искусства и верования, учреждения, мысли и чувства [23].
Он полагал, что особенности психологии народов составляют то, что
можно назвать национальными характерами, образующими средние
типы, которые дают возможность установить ментальные характери-
стики разных народов. Лебон отмечал, что внутри тысячи китайцев,
англичан, французов, выбранных случайно, будут, несомненно, от-
личия друг от друга. Но в силу наследственности и общей истории
они обладают и одинаковыми качествами, по которым возможно вос-
создать идеальный тип китайца, англичанина, француза. По мнению
Лебона, важная роль в образовании национальности и ее характера
принадлежит общим верованиям, единым интересам, одинаковым
оценкам социально-экономических ситуаций, что подтверждалось
историческим опытом.
Опираясь на исторический опыт, философ писал, что француз-
ская нация образовалась из мелких народностей (провансальцев, бре-
тонцов, гасконцев, бургундцев, фламандцев, пикардийцев), имевших
первоначально различные умственные идеи и чувства. И это возник-
новение произошло в результате осознания общих интересов, веро-
ваний, идей. Аналогично, по мнению Лебона, происходило образова-
ние английской нации: из древних бретонцев, нормандцев, англосак-
сов сформировался однородный национальный тип в результате
осознания ими единого образа своего мышления и действий, которые
были признаны целесообразными и утвердились в качестве общих
для них всех.
Однако применявшееся Лебоном понятие «душевный строй» бы-
ло слишком неопределенным, а его категория «национальный харак-
тер» являлась слишком узкой для описания своеобразия духовного
мира народов. Национальный характер составляет лишь часть мента-
литета. Но мысль Лебона о том, что национальный характер (нацио-
нальный менталитет) представлен не просто свойствами, а
социаль-
но-психологическими особенностями
членов социальной группы, вы-
являемыми при сравнительном исследовании, представляется важной
для целей данного исследования и будет использована при обоснова-
нии авторами статьи трактовки менталитета.
Данная исследовательская традиция была продолжена Э.
Фроммом, который в 1941 г. в работе «Бегство от свободы» ввел но-
вое понятие «социальный характер» [24]. Под ним Фромм понимал
ту относительно устойчивую структуру человека, которая детерми-
нирует направленность его конкретного поведения, мышления,