Previous Page  11 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 14 Next Page
Page Background

Пусть к категории менталитета в истории социального познания

Гуманитарный вестник

# 8·2016 11

ных субъектов. Проведенный исторический обзор показывает, что

многие авторы, изучавшие проблему менталитета, двигались в

направлении разработки такого понятия, которое, во-первых,

харак-

теризовало бы уникальность душевного мира

коллективного и инди-

видуального субъекта, во-вторых, позволяло бы объяснять

специфи-

ческий тип восприятия действительности

субъектом, в-третьих, да-

вало бы понимание

особого способа его активности

— поведения,

деятельности, общения, в-четвертых, объясняло бы условия социаль-

ной солидарности общества, преемственности и прогресса в его раз-

витии.

На основе синтеза рассмотренных идей авторами статьи вырабо-

тано следующее истолкование рассматриваемой категории. Ментали-

тет — это возникшая на основе генотипа под влиянием природной и

социальной среды и в результате собственного духовного творчества

субъекта система качественных и количественных социально-

психологических особенностей человека или социальной общности;

эта система детерминирует специфический характер восприятия ми-

ра, эмоционального реагирования, речи, поведения, деятельности,

самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемствен-

ность существования социальной общности, а также стимулирует соци-

альный прогресс посредством продуцирования культурных новаций.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет и вызовы истории.

Вестник

Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные

исследования

, 2010, № 4, с. 213–218.

[2]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Гносеологический статус и эвристичность

категории «менталитет».

Вестник Ишимского государственного

педагогического института им. П.П. Ершова

, 2012, № 3, с. 87–93.

[3]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Роль образования в формировании

глобалистского менталитета.

Alma mater (Вестник высшей школы),

2014,

№ 11, с. 11–17.

[4]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. О биологической, социальной и личностной

детерминации нравственности и криминального поведения.

Социум и

власть

, 2016, № 2, с. 41–46.

[5]

Гуревич А.Я.

Исторический синтез и школа «Анналов».

Москва, Индрик,

1993, 328 с.

[6]

Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Вызов Аполлона и образовательный потенци-

ал общества

. Гуманитарный вестник

, 2016, вып. 4. URL:

http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/353.html

[7]

Акопов Г.В., Рулина Т.К., Привалова В.М. Менталистика как историко-

психологическое направление науки. В кн.:

История отечественной и

мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее и

предвидеть будущее

. Москва, Институт психологии РАН, 2006, с. 453–455.

[8]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Курс лекций по философии науки.

Вестник

Российской академии наук

, 2015, т. 85, № 10, с. 946–948.