Пусть к категории менталитета в истории социального познания
Гуманитарный вестник
# 8·2016 11
ных субъектов. Проведенный исторический обзор показывает, что
многие авторы, изучавшие проблему менталитета, двигались в
направлении разработки такого понятия, которое, во-первых,
харак-
теризовало бы уникальность душевного мира
коллективного и инди-
видуального субъекта, во-вторых, позволяло бы объяснять
специфи-
ческий тип восприятия действительности
субъектом, в-третьих, да-
вало бы понимание
особого способа его активности
— поведения,
деятельности, общения, в-четвертых, объясняло бы условия социаль-
ной солидарности общества, преемственности и прогресса в его раз-
витии.
На основе синтеза рассмотренных идей авторами статьи вырабо-
тано следующее истолкование рассматриваемой категории. Ментали-
тет — это возникшая на основе генотипа под влиянием природной и
социальной среды и в результате собственного духовного творчества
субъекта система качественных и количественных социально-
психологических особенностей человека или социальной общности;
эта система детерминирует специфический характер восприятия ми-
ра, эмоционального реагирования, речи, поведения, деятельности,
самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемствен-
ность существования социальной общности, а также стимулирует соци-
альный прогресс посредством продуцирования культурных новаций.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет и вызовы истории.
Вестник
Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования
, 2010, № 4, с. 213–218.
[2]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Гносеологический статус и эвристичность
категории «менталитет».
Вестник Ишимского государственного
педагогического института им. П.П. Ершова
, 2012, № 3, с. 87–93.
[3]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Роль образования в формировании
глобалистского менталитета.
Alma mater (Вестник высшей школы),
2014,
№ 11, с. 11–17.
[4]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. О биологической, социальной и личностной
детерминации нравственности и криминального поведения.
Социум и
власть
, 2016, № 2, с. 41–46.
[5]
Гуревич А.Я.
Исторический синтез и школа «Анналов».
Москва, Индрик,
1993, 328 с.
[6]
Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Вызов Аполлона и образовательный потенци-
ал общества
. Гуманитарный вестник
, 2016, вып. 4. URL:
http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/353.html[7]
Акопов Г.В., Рулина Т.К., Привалова В.М. Менталистика как историко-
психологическое направление науки. В кн.:
История отечественной и
мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее и
предвидеть будущее
. Москва, Институт психологии РАН, 2006, с. 453–455.
[8]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Курс лекций по философии науки.
Вестник
Российской академии наук
, 2015, т. 85, № 10, с. 946–948.