Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Г. Спенсер и Ф. Энгельс: две модели происхождения и сущности…

Гуманитарный вестник

# 4·2016 9

их постройка не могла произойти без участия многочисленных тру-

довых масс. Здесь можно задаться вопросом, насколько целесообраз-

но использование огромного количества людских, материальных ре-

сурсов для того, чтобы возвести такой ценой постройку, которая не

имеет большого значения, не приносит пользы самому трудовому

народу, равно как и обществу в целом?

Получается, в антагонистическом обществе Энгельса, в отличие от

общества Спенсера, народ служит государству, подвергается эксплуа-

тации последним, а это означает, что вопрос о соотношении частного и

целого в обществе будет решаться не в пользу частного, как у Спенсера.

Государство Энгельса не будет останавливаться перед тем, чтобы жерт-

вовать частными интересами, даже жизнями отдельных людей «во бла-

го» всего целого, под которым оно прикрывает корыстные интересы

своего социального слоя или другого слоя социальных паразитов.

В завершение отметим, что рассматриваемые модели государ-

ственного устройства предлагают также не менее противоположные

аналогии, с помощью которых можно охарактеризовать интересу-

ющее нас государство. Спенсер приводит аналогию с нервной систе-

мой, которая в течение своего эволюционного развития постоянно

усложняется, дифференцируется и расширяется. От нервных узлов

государство символически прогрессирует в сторону развитого голов-

ного мозга, и мы отмечаем вслед за Спенсером, что такое развитие

идет обществу только на пользу, поскольку государство, прогресси-

руя, способно с каждым этапом эволюции все более эффективно

управлять общественными делами [8, с. 332–337].

В отношении модели Энгельса мы в состоянии также указать

аналогии, и притом также органицистские, но которые вскрывают

совершенно иную сущность государственного устройства. С одной

стороны, государство можно уподобить паразиту, который наносит

вред организму-хозяину — трудовому народу, — при этом питаясь за

его счет. С другой — очевидное развитие государственных органов,

их постоянное разрастание, происходящее на протяжении столетий и

требующее всегда усиления налогового бремени, можно обозначить,

прибегая к аналогии с опухолью. Как видим, обе аналогии говорят о

вредоносной сущности государства с точки зрения Энгельса.

Итак, рассмотренные теории представляют собой в определенном

отношении две крайности. Спенсер в своей модели придает государ-

ству однозначное позитивное значение, поскольку оно эффективно

справляется с задачами управления внутренней жизни и защиты от

внешних врагов. Государство — это неотъемлемая часть социального

организма, без которой общество не сможет вести свое существова-

ние ровно так же, как человек становится обреченным на гибель из-за

отказа его нервной системы.