Г. Спенсер и Ф. Энгельс: две модели происхождения и сущности…
Гуманитарный вестник
# 4·2016 9
их постройка не могла произойти без участия многочисленных тру-
довых масс. Здесь можно задаться вопросом, насколько целесообраз-
но использование огромного количества людских, материальных ре-
сурсов для того, чтобы возвести такой ценой постройку, которая не
имеет большого значения, не приносит пользы самому трудовому
народу, равно как и обществу в целом?
Получается, в антагонистическом обществе Энгельса, в отличие от
общества Спенсера, народ служит государству, подвергается эксплуа-
тации последним, а это означает, что вопрос о соотношении частного и
целого в обществе будет решаться не в пользу частного, как у Спенсера.
Государство Энгельса не будет останавливаться перед тем, чтобы жерт-
вовать частными интересами, даже жизнями отдельных людей «во бла-
го» всего целого, под которым оно прикрывает корыстные интересы
своего социального слоя или другого слоя социальных паразитов.
В завершение отметим, что рассматриваемые модели государ-
ственного устройства предлагают также не менее противоположные
аналогии, с помощью которых можно охарактеризовать интересу-
ющее нас государство. Спенсер приводит аналогию с нервной систе-
мой, которая в течение своего эволюционного развития постоянно
усложняется, дифференцируется и расширяется. От нервных узлов
государство символически прогрессирует в сторону развитого голов-
ного мозга, и мы отмечаем вслед за Спенсером, что такое развитие
идет обществу только на пользу, поскольку государство, прогресси-
руя, способно с каждым этапом эволюции все более эффективно
управлять общественными делами [8, с. 332–337].
В отношении модели Энгельса мы в состоянии также указать
аналогии, и притом также органицистские, но которые вскрывают
совершенно иную сущность государственного устройства. С одной
стороны, государство можно уподобить паразиту, который наносит
вред организму-хозяину — трудовому народу, — при этом питаясь за
его счет. С другой — очевидное развитие государственных органов,
их постоянное разрастание, происходящее на протяжении столетий и
требующее всегда усиления налогового бремени, можно обозначить,
прибегая к аналогии с опухолью. Как видим, обе аналогии говорят о
вредоносной сущности государства с точки зрения Энгельса.
Итак, рассмотренные теории представляют собой в определенном
отношении две крайности. Спенсер в своей модели придает государ-
ству однозначное позитивное значение, поскольку оно эффективно
справляется с задачами управления внутренней жизни и защиты от
внешних врагов. Государство — это неотъемлемая часть социального
организма, без которой общество не сможет вести свое существова-
ние ровно так же, как человек становится обреченным на гибель из-за
отказа его нервной системы.