Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Г. Спенсер и Ф. Энгельс: две модели происхождения и сущности…

Гуманитарный вестник

# 4·2016 7

одинаков. У Спенсера торговцы появляются позднее государственных

служащих, тогда как у Энгельса государственное образование возника-

ет после торговцев, т. е. после того, как будет иметь место полная диф-

ференциация общества на основе общественного разделения труда. От-

меченные отличия позволяют нам сделать вывод о большей привлека-

тельности в структурном отношении модели Энгельса, поскольку, как

мы заметили, она более сложна и последовательна.

Что касается сущности государства, оба мыслителя считают, что

любое государство изначально создается для того, чтобы эффективно

управлять общественной жизнью и не допускать эскалацию кон-

фликта интересов разных социальных слоев, а также для того, чтобы

обеспечивать защиту данного общества от агрессии со стороны других

обществ. Эту линию Спенсер проводит до конца в своих исследованиях,

тогда как Энгельс доказывает, что любое государство фактически отхо-

дит от исполнения этих необходимых обществу функций в сторону их

извращения: государство существует не для организации внутренней

жизни общества и не для защиты от внешних врагов, оно служит для

угнетения своих подданных, например, при помощи непосильного

налогообложения, и оно существует для грабежа соседей, что так же,

как и другие активные действия государства, не может происходить без

растраты народных денег [9, с. 184].

Естественно, по-разному у Спенсера и Энгельса соотносятся

между собой народ и государство. У Спенсера в понятие «народ»

входят все те слои общества, которые не входят в понятие «государ-

ство». Народ и государство гармонично существуют друг с другом, это

две составляющие одного целостного социального организма. Антаго-

низм между ними невозможен точно так же, как немыслим антагонизм

в реальном организме между нервной и пищеварительной системами. В

противном случае мы бы имели на руках нежизнеспособную аномалию,

вероятность существования которой очень невелика.

Народ представляется Спенсеру источником власти, соответ-

ственно любое политическое решение — это воля народа. Каким бы

ни было государство, с элементами ли демократического правления

или же полностью абсолютистским, оно не может замкнуться исклю-

чительно на удовлетворении своих личных интересов и отойти от

осуществления деятельности, направленной на благо всего общества.

Оно обязано реагировать на внешнюю по отношению к нему ситуа-

цию, иметь четкое о ней представление, в противном же случае при

несоответствии государственных решений и действительности, в ко-

торой находится народ, не народ будет подстраиваться под деспоти-

ческую волю государства, а сами решения понесут изменения и бу-

дут подстраиваться под народ. Если и этого не произойдет, то в госу-

дарстве будет происходить замена своевольных должностных лиц на