Гуманитарный вестник
# 4·2016 1
УДК 141.145 DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-357
Г. Спенсер и Ф. Энгельс: две модели происхождения и
сущности государственного устройства
© И.И. Комиссаров
МГТУ имени Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Проведен сравнительный анализ двух моделей происхождения и сущности государ-
ства — органицистской Г. Спенсера и материалистической Ф. Энгельса. Последова-
тельно изложены две версии формирования общества с государственным устрой-
ством. Показано, что модели имеют принципиальные отличия в структуре, соотно-
шении представлений о народе и государстве, а также о значении, которое имеет
государство в общественной жизни. Спенсер однозначно позитивно расценивает де-
ятельность государства, тогда как Энгельс — однозначно негативно.
Ключевые слова:
Энгельс, материалистическая модель, Спенсер, органицистская
модель, происхождение государства, социальная эволюция, разделение труда.
В данной статье сопоставлены два разных представления о про-
исхождении и сущности государства, которые являются частью
наследия таких социальных философов, какими были Ф. Энгельс и
Г. Спенсер. Спенсер — это социальный органицист, исследователь,
который выстраивал общественную модель, предполагавшую анало-
гии между реальным живым организмом и человеческим обществом.
Энгельс никакие внешние аналогии со вспомогательной областью
знания не использовал, он исходил вместе с К. Марксом из самого
общества, акцентируя внимание на материальных факторах обще-
ственной жизни, на том, что общество реально делает (труд), а не на
том, что говорит о себе самом, не на его несовершенных представле-
ниях о себе.
Основанием для сравнительного анализа этих двух социально-
философских представлений, несмотря на их принципиальные разли-
чия, является то, что оба мыслителя придают решающее значение
одной очень важной составляющей общественного развития, а имен-
но — общественному разделению труда. И Спенсер, и Энгельс при-
знают, что переход от простого первобытного общества к обществу с
государственным устройством был возможен только в случае услож-
нения этого общества, что проявлялось в социальной дифференциа-
ции на основе общественного разделения труда. Интересным было
бы в этой связи показать отличия двух точек зрения, имеющих неко-
торую общность представлений.
Необходимо отметить и такую тенденцию в современных отече-
ственных исследованиях, которая выступает для нас еще одним осно-