И.И. Комиссаров
8
Гуманитарный вестник
# 4·2016
других, более адаптирующихся к общественной действительности
служащих, подобно тому, как в реальном организме может происхо-
дить замена одних клеток другими в одном и том же органе, не нано-
ся при этом вред всему целому [8, с. 302–304].
Наконец, Спенсер говорит и о том, что государство служит наро-
ду, существует для народа, а не народ для государства. Эта мысль
настолько поддерживается Спенсером, что вынуждает его отказаться
от некоторых аналогий, которые можно было бы провести между ор-
ганизмом и обществом. Если государство существует для народа, то
это означает, что оно не вправе жертвовать отдельными его предста-
вителями, пусть даже и во благо всего целого общества. Иными сло-
вами, целое служит частям, а не части — целому. В живом организме
дело обстоит как раз наоборот: вся деятельность частей любого
уровня направлена на благо целого организма, а при необходимости,
в случае смертельной угрозы существования, организм может пойти
на жертвование некоторыми своими частями для того, чтобы про-
должить свое существование в целом, пусть даже неся потери
[8, с. 311, 312].
Конечно, у Энгельса отношения между народом и государством
не носят такой гармонический характер. В понятие «народ» он вклю-
чает только те социальные слои, которые полностью заняты в сфере
материального производства (скотоводы, земледельцы и ремесленни-
ки), «трудовой народ», и исключает торговцев и государственных
служащих. Между трудовыми слоями и слоями посредников склады-
ваются антагонистические отношения, общество в таком представлении
является не целостным и органичным, а расколотым и враждебным об-
разованием. Можно сказать, что государство паразитирует на народе, а
народ ведет гласную или негласную войну против государства.
Соответственно, Энгельс никак не будет утверждать, подобно
Спенсеру, что народ есть источник власти, а любое политическое
решение находит себе основание в народной воле. Народ в данном
случае является объектом угнетения, а правители принимают реше-
ния, руководствуясь интересами своего социального слоя или слоя,
интересы которого они обслуживают (в нашем случае это могут быть
торговцы) [9, с. 184, 192].
В расколотом обществе Энгельса между государством и народом
имеется дисбаланс материального благосостояния. Государство, не-
редко используя силовые методы принуждения, заставляет народ
платить непосильные налоги, в результате чего трудовые слои насе-
ления незаслуженно нищают, а государственные служащие сверх ме-
ры обогащаются [9, с. 191–193]. Проиллюстрировать эту ситуацию
можно на примере всем известных египетских пирамид: эти огром-
ные сооружения предназначались для захоронения тела фараона, но