Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

И.И. Комиссаров

8

Гуманитарный вестник

# 4·2016

других, более адаптирующихся к общественной действительности

служащих, подобно тому, как в реальном организме может происхо-

дить замена одних клеток другими в одном и том же органе, не нано-

ся при этом вред всему целому [8, с. 302–304].

Наконец, Спенсер говорит и о том, что государство служит наро-

ду, существует для народа, а не народ для государства. Эта мысль

настолько поддерживается Спенсером, что вынуждает его отказаться

от некоторых аналогий, которые можно было бы провести между ор-

ганизмом и обществом. Если государство существует для народа, то

это означает, что оно не вправе жертвовать отдельными его предста-

вителями, пусть даже и во благо всего целого общества. Иными сло-

вами, целое служит частям, а не части — целому. В живом организме

дело обстоит как раз наоборот: вся деятельность частей любого

уровня направлена на благо целого организма, а при необходимости,

в случае смертельной угрозы существования, организм может пойти

на жертвование некоторыми своими частями для того, чтобы про-

должить свое существование в целом, пусть даже неся потери

[8, с. 311, 312].

Конечно, у Энгельса отношения между народом и государством

не носят такой гармонический характер. В понятие «народ» он вклю-

чает только те социальные слои, которые полностью заняты в сфере

материального производства (скотоводы, земледельцы и ремесленни-

ки), «трудовой народ», и исключает торговцев и государственных

служащих. Между трудовыми слоями и слоями посредников склады-

ваются антагонистические отношения, общество в таком представлении

является не целостным и органичным, а расколотым и враждебным об-

разованием. Можно сказать, что государство паразитирует на народе, а

народ ведет гласную или негласную войну против государства.

Соответственно, Энгельс никак не будет утверждать, подобно

Спенсеру, что народ есть источник власти, а любое политическое

решение находит себе основание в народной воле. Народ в данном

случае является объектом угнетения, а правители принимают реше-

ния, руководствуясь интересами своего социального слоя или слоя,

интересы которого они обслуживают (в нашем случае это могут быть

торговцы) [9, с. 184, 192].

В расколотом обществе Энгельса между государством и народом

имеется дисбаланс материального благосостояния. Государство, не-

редко используя силовые методы принуждения, заставляет народ

платить непосильные налоги, в результате чего трудовые слои насе-

ления незаслуженно нищают, а государственные служащие сверх ме-

ры обогащаются [9, с. 191–193]. Проиллюстрировать эту ситуацию

можно на примере всем известных египетских пирамид: эти огром-

ные сооружения предназначались для захоронения тела фараона, но