Previous Page  7 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 18 Next Page
Page Background

Время написания Жития Александра Невского

Гуманитарный вестник

# 3·2016 7

Житии Александра Невского двух идиом («в силе великой» и «зака-

тилось солнце»), которые также встречаются в Ипатьевской летопи-

си, делает вывод о том, что митрополит Кирилл, «вне всякого сомне-

ния … имел отношение к составлению жизнеописания Александра.

Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-

нибудь из проживавших на севере галицких книжников» [22, с. 220].

Но указанные идиомы не могут быть достаточными основаниями для

признания влияния Ипатьевской летописи на Житие. Например, срав-

нение с солнцем было, говоря словами Н.М. Карамзина, «тогдашним

обыкновением»: «Россияне, торжествуя победу, все единодушно пре-

возносили хвалами Мстислава Храброго, называя его, по тогдашнему

обыкновению, красным солнцем отечества» [13, т. 3, с. 182].

Другим аргументом против влияния на Житие галицкой книжной

культуры является то, как в Галицко-Волынской летописи из Ипать-

евского летописного свода восхваляют достоинства князя Романа

Мстиславича. Он сравнивается не с библейскими героями, как Алек-

сандр Ярославич в Житии, а с животными: львом, крокодилом, ры-

сью, орлом, туром [23, л. 245]. Таким образом, Житие демонстрирует

стилистику, принципиально отличную от галицкой литературной

традиции первой половины XIII в.

Не представляется убедительным приписываемый рядом авторов

митрополиту Кириллу мотив создания культа князя Александра

Невского. Было ли для Кирилла важным увековечить личность Алек-

сандра Ярославича? Маловероятно. Митрополит преследовал более

прагматичные и масштабные цели: прекращение монгольских набе-

гов на Византию и использование военной силы Орды для восста-

новления Византийской империи в исторических границах. Для ре-

шения этих задач Кирилл сблизился с ханом Менгу-Тимуром и ин-

спирировал от его имени посольство сарайского епископа Феогноста

к императору Михаилу VIII.

Следует отметить и то обстоятельство, что канонизация Алек-

сандра Невского состоялась через столетие после смерти Кирилла, а

не при жизни митрополита. Это убедительное свидетельство того,

что организацией посмертного церковного почитания князя Алек-

сандра Ярославича митрополит Кирилл не занимался.

Определяющее значение для датировки Жития Александра

Невского представляет анализ его связи с другой житейской пове-

стью — «Сказанием о благоверном князе Довмонте и храбрости его».

Ключевые моменты Сказания и Жития схожи практически дословно:

описание личности князя и его ратных подвигов; сообщение о пред-

смертной болезни князя и народной скорби после его кончины.

В отечественной историографии сложилось представление, что

Житие стало литературной основой Сказания. Так, Н.И. Серебрян-