Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нестеренко

2

Гуманитарный вестник

# 3·2016

более того, не был ни участником, ни очевидцем описываемых событий:

«Правда, он называет себя самовидцем возраста Александра, но здесь

же говорит, что в биографии святого он основывается главным образом

на рассказах старшего поколения: “слышахомъ отъ отецъ своихъ...”

Биограф не был участником, очевидцем боевых подвигов Александра;

он передает о них со слов других» [6, с. 81–82]. Такой вывод

Н.И. Серебрянского основан на том, что, по его мнению, «отдельные

выражения в тексте жития указывают на сравнительно позднее

происхождение этого памятника» [6, с. 82].

Именно потому, что Житие не основано на фактах и свидетельствах

очевидцев, Н.И. Серебрянский относит его не к воинской повести, а «к

лирическому жанру» [6, с. 70]. Аналогичную мысль высказывал

Н.А. Полевой, называя Житие «повестью поэтической», которую

«невежды переписчики» перемешали с летописными «историческими

известиями» [7, с. 81–82]. В чем же проявляется невежество переписчи-

ков, результатом которого стало искажение исторических известий?

Содержание Жития сводится к описанию всего двух эпизодов

биографии Александра Ярославича: Невской битвы и Ледового по-

боища. Большую часть его дальнейшей жизни, включая такой исто-

рически значимый ее этап, как деятельность в качестве великого кня-

зя владимирского, Житие обходит молчанием. А именно в это время

закладывались основы подчинения русских земель Ордой, которые

вошли в отечественную историю под метафорическим названием

«татаро-монгольское иго». Сообщения новгородской летописи сви-

детельствуют, что ордынская перепись населения проводилась при

активном и непосредственном участии Александра [8, л. 136–138].

Но в Житии об этом факте его биографии даже не упоминается.

В то же время при описании значимых, с точки зрения автора

Жития, событий жизни Александра Ярославича не хватает фактиче-

ской информации. Ее отсутствие компенсируется описанием чудес,

литературными заимствованиями и просто вымыслами. Так, если ве-

рить автору Жития, после сражения на Неве нашли «многое множе-

ство избиенных ангелом Господнем» врагов на другом берегу реки

Ижоры [8, л. 164 об.]. В сражении на Чудском озере «очевидец» (!)

видел, как «полк божий по воздуху пришел на помощь Александру»

[8, л. 166 об.]. Описанные в Житии подвиги «шести мужей знатных»

в ходе Невской битвы — не более чем литературный вымысел, име-

ющий мало общего с тем, что в реальности могло произойти на поле

боя. Да и сама эта битва, скорее всего, не имела места в реальности, а

почти дословно переписана из Сказания о Довмонте [9, с. 56–59].

Большое количество содержащихся в Житии исторических неточ-

ностей свидетельствует о том, что для его автора описываемые события

были далеким прошлым. Искажение исторических фактов в Житии