Previous Page  11 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 18 Next Page
Page Background

Время написания Жития Александра Невского

Гуманитарный вестник

# 3·2016 11

сведения о чудесах, утрачены. В более поздних редакциях, о времени

написания которых нет единого мнения (вторая половина XV —

начало XVI в.), указаны два чуда: при похоронах князя и при откры-

тии мощей в 1380 г. Причем в ряде редакций первое чудо не упоми-

нается. Таким образом, именно 1380 г. — дата, ранее которой Житие

не могло быть написано.

Эта гипотеза может быть подвергнута сомнению на основании

того, что первая известная редакция Жития помещена в Лаврентьев-

ской летописи, которую на основании автографа монаха Лаврентия

принято датировать 1377 г. [10, л. 172 об.]. Но кроме Лаврентия над

летописью работали еще два переписчика, и в ней присутствуют

вставные листы. Один из таких позднее вставленных листов, 167-й,

предшествует листу, на котором начинается изложение Жития. Та-

ким образом, оно могло быть вставлено в летопись через несколько

лет после указанного автографа Лаврентия. На это обратил внимание

Д.С. Лихачев: «Первоначальный летописный текст заключал, по-

видимому, только известие о смерти Александра, житие же вставлено

позднее» [32, с. 202].

В историю Александр Ярославич вошел за подвиги, совершенные

в то время, когда он находился на службе у Великого Новгорода. Од-

нако к лику святых ни новгородцы, ни псковичи его не причислили.

Это сделали полтора века спустя во Владимире, который Александр

ни от каких врагов не спасал. До присоединения к Московской Руси в

Новгороде почитали святого князя Мстислава Ростиславича Храбро-

го (ум. в 1179 г.), который оборонял Новгород от князя Андрея Бого-

любского и суздальцев. В Пскове кроме Довмонта почитали князя

Всеволода Мстиславовича (ум. в 1138 г.)

Место и время канонизации Александра Невского связано с лич-

ной заинтересованностью в причислении его к лику святых Великого

князя Дмитрия I Ивановича (Донского), который вел свой род от ро-

доначальника московской ветви рюриковичей Даниила Александро-

вича, младшего сына Александра Ярославича.

Начало церковного почитания Александра Невского было поло-

жено в Рождественском монастыре во Владимире. Сама

«инициатива

составления жития принадлежала, по всей вероятности, монастыр-

скому начальству» [6, с. 82]. И это имеет объяснение. Дело в том, что

до стремительного возвышения Троице-Сергиевой Лавры в период

царствования Дмитрия Донского именно Рождественский монастырь

имел первенство во Владимирской Руси [33, с. 293].

Этот монастырь был основан в 1192 г. великим князем Всеволо-

дом Большое Гнездо и с тех пор находился под личным покровитель-

ством великих князей владимирских (и, что немаловажно, прямо по

соседству от княжеского двора). Великие князья владимирские при-