Время написания Жития Александра Невского
Гуманитарный вестник
# 3·2016 11
сведения о чудесах, утрачены. В более поздних редакциях, о времени
написания которых нет единого мнения (вторая половина XV —
начало XVI в.), указаны два чуда: при похоронах князя и при откры-
тии мощей в 1380 г. Причем в ряде редакций первое чудо не упоми-
нается. Таким образом, именно 1380 г. — дата, ранее которой Житие
не могло быть написано.
Эта гипотеза может быть подвергнута сомнению на основании
того, что первая известная редакция Жития помещена в Лаврентьев-
ской летописи, которую на основании автографа монаха Лаврентия
принято датировать 1377 г. [10, л. 172 об.]. Но кроме Лаврентия над
летописью работали еще два переписчика, и в ней присутствуют
вставные листы. Один из таких позднее вставленных листов, 167-й,
предшествует листу, на котором начинается изложение Жития. Та-
ким образом, оно могло быть вставлено в летопись через несколько
лет после указанного автографа Лаврентия. На это обратил внимание
Д.С. Лихачев: «Первоначальный летописный текст заключал, по-
видимому, только известие о смерти Александра, житие же вставлено
позднее» [32, с. 202].
В историю Александр Ярославич вошел за подвиги, совершенные
в то время, когда он находился на службе у Великого Новгорода. Од-
нако к лику святых ни новгородцы, ни псковичи его не причислили.
Это сделали полтора века спустя во Владимире, который Александр
ни от каких врагов не спасал. До присоединения к Московской Руси в
Новгороде почитали святого князя Мстислава Ростиславича Храбро-
го (ум. в 1179 г.), который оборонял Новгород от князя Андрея Бого-
любского и суздальцев. В Пскове кроме Довмонта почитали князя
Всеволода Мстиславовича (ум. в 1138 г.)
Место и время канонизации Александра Невского связано с лич-
ной заинтересованностью в причислении его к лику святых Великого
князя Дмитрия I Ивановича (Донского), который вел свой род от ро-
доначальника московской ветви рюриковичей Даниила Александро-
вича, младшего сына Александра Ярославича.
Начало церковного почитания Александра Невского было поло-
жено в Рождественском монастыре во Владимире. Сама
«инициатива
составления жития принадлежала, по всей вероятности, монастыр-
скому начальству» [6, с. 82]. И это имеет объяснение. Дело в том, что
до стремительного возвышения Троице-Сергиевой Лавры в период
царствования Дмитрия Донского именно Рождественский монастырь
имел первенство во Владимирской Руси [33, с. 293].
Этот монастырь был основан в 1192 г. великим князем Всеволо-
дом Большое Гнездо и с тех пор находился под личным покровитель-
ством великих князей владимирских (и, что немаловажно, прямо по
соседству от княжеского двора). Великие князья владимирские при-