А.Н. Нестеренко
12
Гуманитарный вестник
# 3·2016
лагали все усилия для того, чтобы Рождественский монастырь соот-
ветствовал своему высокому положению и во всем превосходил дру-
гие монашеские обители. Но после переезда княжеского двора в
Москву Рождественский монастырь стал терять свое значение.
Для того чтобы сохранить положение первого монастыря теперь
уже не Владимиро-Суздальской, а Московской Руси, монахам Рож-
дественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов,
брошенный Троице-Сергиевой обителью. Самый убедительный и
эффективный способ — явить чудо. Но чудо происходит не само по
себе, а из творящей его святыни. А такой в монастыре не было. Зато
была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ива-
новича, — самая подходящая реликвия для явления «чудотворной
святыни», которая поможет вернуть утраченные привилегии.
В 1380 г., когда первенство обители, основанной Сергием Радо-
нежским, стало очевидным фактом, монахи Рождественского мона-
стыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра
Ярославича. Произошло это «чудо» прямо в момент Куликовской
битвы. Согласно сочиненной в стенах монастыря легенде, пономарь,
спавший в церкви, проснулся от яркого света и увидел, как при за-
жегшихся самих по себе свечах два старца (идентифицированных им
как святые Борис и Глеб) обращаются к Александру со словами, при-
зывающими оказать помощь правнуку Дмитрию. Наутро, согласно
данной легенде, монахи обнаружили и нетленные мощи Ярославича.
Кто же мог быть инициатором канонизации Александра Яросла-
вича и автором его Жития? Это должен был быть образованный и
влиятельный деятель церкви, у которого была возможность изучить
неизвестные во Владимире псковско-новгородские источники. Таким
был епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который,
возможно, лично осуществлял редактирование Лаврентьевской
летописи [34, с. 77–104]. Судьба Дионисия необыкновенна даже по
меркам нашего времени: вступив в открытое противоборство с вер-
ховной государственной властью в лице великого князя, он, спустя
короткое время, сумел чудесным образом вернуть его расположение.
Причиной конфликта епископа и великого князя послужило то,
что Дионисий претендовал на место митрополита Московского, но
Дмитрий Иванович предпочел ему своего духовника Митяя. Диони-
сий выступил против этого на собранном для назначения Митяя со-
боре, обосновывая свою позицию тем, что это назначение будет неза-
конно без его утверждения Вселенским патриархом. Митяй вынуж-
ден был ехать в Константинополь, пообещав, что по возвращении не
оставит Дионисия даже священником.
Дионисий тоже отправился в Константинополь, намериваясь опе-
редить Митяя, но был задержан и взят под стражу по распоряжению