Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нестеренко

12

Гуманитарный вестник

# 3·2016

лагали все усилия для того, чтобы Рождественский монастырь соот-

ветствовал своему высокому положению и во всем превосходил дру-

гие монашеские обители. Но после переезда княжеского двора в

Москву Рождественский монастырь стал терять свое значение.

Для того чтобы сохранить положение первого монастыря теперь

уже не Владимиро-Суздальской, а Московской Руси, монахам Рож-

дественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов,

брошенный Троице-Сергиевой обителью. Самый убедительный и

эффективный способ — явить чудо. Но чудо происходит не само по

себе, а из творящей его святыни. А такой в монастыре не было. Зато

была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ива-

новича, — самая подходящая реликвия для явления «чудотворной

святыни», которая поможет вернуть утраченные привилегии.

В 1380 г., когда первенство обители, основанной Сергием Радо-

нежским, стало очевидным фактом, монахи Рождественского мона-

стыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра

Ярославича. Произошло это «чудо» прямо в момент Куликовской

битвы. Согласно сочиненной в стенах монастыря легенде, пономарь,

спавший в церкви, проснулся от яркого света и увидел, как при за-

жегшихся самих по себе свечах два старца (идентифицированных им

как святые Борис и Глеб) обращаются к Александру со словами, при-

зывающими оказать помощь правнуку Дмитрию. Наутро, согласно

данной легенде, монахи обнаружили и нетленные мощи Ярославича.

Кто же мог быть инициатором канонизации Александра Яросла-

вича и автором его Жития? Это должен был быть образованный и

влиятельный деятель церкви, у которого была возможность изучить

неизвестные во Владимире псковско-новгородские источники. Таким

был епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который,

возможно, лично осуществлял редактирование Лаврентьевской

летописи [34, с. 77–104]. Судьба Дионисия необыкновенна даже по

меркам нашего времени: вступив в открытое противоборство с вер-

ховной государственной властью в лице великого князя, он, спустя

короткое время, сумел чудесным образом вернуть его расположение.

Причиной конфликта епископа и великого князя послужило то,

что Дионисий претендовал на место митрополита Московского, но

Дмитрий Иванович предпочел ему своего духовника Митяя. Диони-

сий выступил против этого на собранном для назначения Митяя со-

боре, обосновывая свою позицию тем, что это назначение будет неза-

конно без его утверждения Вселенским патриархом. Митяй вынуж-

ден был ехать в Константинополь, пообещав, что по возвращении не

оставит Дионисия даже священником.

Дионисий тоже отправился в Константинополь, намериваясь опе-

редить Митяя, но был задержан и взят под стражу по распоряжению