Previous Page  8 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нестеренко

8

Гуманитарный вестник

# 3·2016

ский, проведя анализ текстов этих произведений, приходит к выводу,

что Сказание о Довмонте — «хорошая литературная копия с очень

хорошего оригинала, самостоятельного же литературного значения

житие Довмонта почти не имеет» [6, с. 150].

При этом даже несмотря на то, что в Сказании содержится много

вымыслов, не находящих подтверждения в других источниках, а об-

раз Довмонта в нем, по словам А. Энгельмана, выглядит «сказоч-

ным» [24, с. 40], оно в большей степени является воинской повестью,

чем агиобиографией, как Житие Александра Невского. В битвах,

описанных в Сказании о Довмонте, не участвуют «ангел Божий» или

«небесное воинство». В нем нет рассказа о явлении святых в вещем

сновидении. Противник Довмонта — не мифологический «король

страны Римской из Полуночной земли», а рижский магистр.

Это свидетельствует о первичности Сказания по отношению к

Житию: эволюция воинской повести в агиографию логична. Созда-

ние воинской повести на основе агиографии, как это показывает опыт

реконструкции биографии Александра Невского в отечественной ис-

ториографии, задача трудно реализуемая, так как для ее осуществле-

ния не хватает фактической информации.

Подтверждением вторичности Жития служит сравнение описания

в нем Невской битвы с описанием нападения ливонцев на Псков в

1269 г. в Сказании о Довмонте. В Сказании враги также прибывают

на кораблях. На них с малой дружиной нападает князь и дерется с

вражеским предводителем, раня его в лицо. После сражения против-

ник увозит тела погибших на кораблях. Но если о Невской битве

кроме НПЛ не сообщает больше ни один источник, то указанное

нападение на Псков описывается не только в псковской и новгород-

ской летописях, но и в ливонских документах. Об этом событии раз-

вернуто повествует Ливонская рифмованная хроника [25, стихи

07689–07710] и сообщается в послании 1269 г. магистра Отто фон

Лютенберга горожанам и купцам Любека [26]. Можно предположить,

что рассказ о Невской битве был заимствован в Сказании для описа-

ния побед Довмонта над «погаными Латинами», но послужить ис-

точником для ливонских свидетельств об этих событиях он не мог.

Из обилия фантастических деталей и, в частности, из описания

подвига «шести храбрых мужей» в Житии Александра Невского

Н.И. Серебрянский делает вывод, что оно было написано «не для по-

мещения в летописи, а для церковного употребления. Для церковного

же памятника рассказ об удальцах был в сущности излишен; позднее

составленные церковные жития: Похвальное Слово, Василиева ре-

дакция, этот рассказ действительно опускают» [6, с. 83]. Для более

светского Сказания о Довмонте такой эпизод вполне уместен, однако

в Сказании нет рассказа о «подвигах мужей псковских», притом что