Previous Page  6 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нестеренко

6

Гуманитарный вестник

# 3·2016

дует также то, что и летописный рассказ о Невской битве — позд-

нейшая вставка, которая, вполне возможно, не основана на реальных

событиях или сильно их искажает.

А.Н. Насонов установил, что в НПЛ события после 1234 г. напи-

саны почерком первой половины XIV в. [8, с. 5]. Таким образом, если

НПЛ послужила основой для Жития, то последнее не могло быть

написано ранее середины XIV в.

Следовательно, все гипотезы, отно-

сящие время написания Жития к более раннему периоду, не под-

тверждаются фактически.

Н.И. Серебрянский высказывал также гипотезу о том, что цер-

ковному Житию Александра предшествовала светская житейская по-

весть [6, с. 97]. Это предположение представляется малоубедитель-

ным, так как произведения данного жанра той эпохи неизвестны. К

тому же после монгольского нашествия произошел упадок влади-

мирского великокняжеского летописания. Во Владимире, «несмотря

на проживание там с 1250 г. митрополита, кроме скромных записей

митрополичьего Летописца, никакой летописной работы не видим»

[20, с. 150]. Поэтому предположение о том, что в то же самое время

катастрофического упадка культуры, вызванного последствиями

нашествия Орды, во Владимире развивается новый жанр светской

биографии, кажется нереальным. Е.Е. Голубинский приводит приме-

ры, убедительно свидетельствующие «о чрезвычайно низком уровне

среди книжных людей Москвы писательской способности» еще век

спустя после ордынского нашествия. Так, когда в 1326 г. скончался

св. митр. Петр и решено было написать его житие, «не нашли челове-

ка, который бы написал житие сколько-нибудь удовлетворительное,

и принуждены были удовольствоваться житием весьма неудовлетво-

рительным. Через 50 с небольшим лет, после смерти св. митр. Алек-

сея (1378 г.), также решено было написать его житие, и опять не

нашли человека, который бы написал последнее сколько-нибудь удо-

влетворительно, и должны были удовольствоваться житием, которое

еще ниже по качеству жития св. Петра» [21, с. 171]. Аналогичным

образом, по мнению Е.Е. Голубинского, обстояло дело в Новгороде и

Владимире: «Московская Русь начала с совершенной безграмотно-

сти, чтобы потом постепенно создавать у себя грамотность. Правда,

были у Москвы Новгород и Ростов, которые, по-видимому, могли быть

ее руководителями в сем случае. Но на Новгород и Ростов грамотность

не успела достаточным образом распространиться из Киева в период

домонгольский, и после нашествия монголов они оказывались не в та-

ком положении, чтобы быть руководителями Москвы, а в таком, чтобы

вместе с нею только водворять у себя то же, что и она» [21, с. 170].

Время написания Жития связано с предположениями о том, кто

мог быть его автором. Д.С. Лихачев, основываясь на употреблении в