Previous Page  13 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 18 Next Page
Page Background

Время написания Жития Александра Невского

Гуманитарный вестник

# 3·2016 13

великого князя. Чтобы получить свободу, Дионисий при личном по-

ручительстве Сергия Радонежского дал клятву князю Дмитрию Ива-

новичу о том, что он смирится с его волей и не будет чинить препят-

ствия Митяю

.

Но, выйдя на свободу в 1379 г., Дионисий, нарушив

данную клятву, отбыл в Византию, поставив своим поступком в за-

труднительное положение своего поручителя Сергия. Однако уже в

1383 г. Дмитрий Иванович неожиданно изменил свое отношение к

Дионисию и призвал его в Москву [35, с. 7–33].

«Будучи хитр, ласков, благотворителен, Дионисий умел оправ-

дать себя в глазах Димитрия и заслужил его доброе мнение досто-

хвальным подвигом Христианского учителя», объясняет этот посту-

пок великого князя Н.М. Карамзин [13, т. 5, с. 111]. По мнению Ка-

рамзина, расположение и доверие великого князя Дионисий вернул

благодаря успеху своей миссии в Новгороде и Пскове, где ему уда-

лось добиться примирения со стригольниками (1382 г.). Но вряд ли

для Дмитрия Ивановича были столь важны дела сугубо церковные,

еще и во владениях, ему не принадлежащих. Да и об успехе миссии

Дионисия на поприще борьбы с ересью вряд ли можно говорить:

стригольники еще полвека продолжали активную деятельность.

Более вероятно, что знаковая перемена в судьбе Дионисия обу-

словлена его личными заслугами перед великим князем, которые за-

ключались в написании Жития Александра Невского, благодаря чему

Дмитрий Иванович становился прямым потомком не просто князя, а

православного святого. Авторство Дионисия позволяет объяснить

использование в качестве первоосновы Жития Александра Невского

псковских и новгородских источников — Сказания о Довмонте и

НПЛ. Дионисий получил к ним доступ во время пребывания в Нов-

городской земле.

Таким образом, время написания Жития Александра Невского

обусловлено открытием его чудотворных мощей в 1380 г. и последо-

вавшим затем началом местного почитания как святого. Автором

Жития был епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий. Лите-

ратурной основой Жития послужила одна из первых редакций Сказа-

ния о псковском князе Довмонте, дополненная фактами из НПЛ

старшего извода и вымышленным рассказом о подвиге «шести му-

жей» в описании Невской битвы.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Ключевский В.О.

Собрание сочинений. В 9 т

. Москва, Изд-во Мысль,

1987–1990.

[2]

Кирпичников А.Н. Невская битва 1240 года и ее тактические особенности.

В кн. Ю.К. Бегунова, А.Н. Кирпичникова, ред.

Князь Александр Невский и

его эпоха. Исследования и материалы

. Санкт-Петербург, Изд-во Дмитрий

Буланин, 1995, 255 с.