Previous Page  10 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нестеренко

10

Гуманитарный вестник

# 3·2016

мире. Голубинский считал, что почитание Довмонта как святого

началось вскоре после его смерти (в 1299 г.), когда совершилась его

местная канонизация [28, с. 83]. Не вызывает сомнений, что Сказание

о Довмонте уже существовало во второй четверти XIV в. [29].

Н.И. Серебрянский аргументирует эту датировку тем, что «в 1374 г.,

по указанию летописи, имелся уже и храм, посвященный имени этого

святого» [6, с. 143].

Начало местного почитания Александра Ярославича во Владими-

ре относится к 1380 г., когда были открыты его мощи и начался про-

цесс подготовки к канонизация. Соответственно, его Житие не могло

быть написано ранее того, как Александр был канонизирован.

По сложившейся в православной церкви традиции Житие пишет-

ся только после обретения нетленных чудотворных мощей и приня-

тия решения о канонизации. Такая последовательность документаль-

но прослеживается в показательном случае с канонизацией (1650 г.),

деканонизацией (1677 г.) и повторной канонизацией (1909 г.) Анны Ка-

шинской (ум. в 1368 г.).

Ее нетленные мощи были обретены в 1649 г.

Основанием для официального освидетельствования ее мощей стало

то, что у гроба княгини произошло 8 чудес исцеления. В 1650 г. Анна

Кашинская была официально канонизирована. Тогда же создается

первый вариант Жития Анны Кашинской.

Следует отметить тот факт, что основанием для отмены почита-

ния Анны Кашинской были признаны несоответствия текста ее Жи-

тия летописным источникам, в том числе в датах, лицах, местах дей-

ствия (всего 13 пунктов) [30].

Кроме чудес никакие другие заслуги при жизни не могли быть

основанием для канонизации. Этот неписаный обычай соблюдался

строго даже в конце XIX в., когда вера в нетленные мощи и чудеса

среди образованной части верующих была не столь сильна и именно

прижизненные заслуги могли бы рассматриваться как основное усло-

вие канонизации. Это подтверждает описанный в романе Ф.М. До-

стоевского «Братья Карамазовы» пример со старцем Зосимой, кото-

рого еще при жизни почитали «за несомненного и великого святого».

На его похороны прибыли «толпы» ожидающих чудес исцеления, до

которых дошли слухи о нетленности мощей Зосимы. Однако обна-

ружилось, что мощи старца подвержены тлению («провоняли»). Со-

ответственно, от тленных мощей невозможны и чудеса [31]. После

этого ни о какой канонизации старца речи быть уже не могло.

Описываемые в Житии чудеса от мощей святого указывают на

дату его написания. Соответственно, дата последнего указанного чу-

да и будет датой написания данной редакции Жития. Однако в самом

раннем («первоначальном») тексте Жития Александра Невского в

Лаврентьевской летописи фрагменты, в которых могли быть указаны