А.Н. Нестеренко
10
Гуманитарный вестник
# 3·2016
мире. Голубинский считал, что почитание Довмонта как святого
началось вскоре после его смерти (в 1299 г.), когда совершилась его
местная канонизация [28, с. 83]. Не вызывает сомнений, что Сказание
о Довмонте уже существовало во второй четверти XIV в. [29].
Н.И. Серебрянский аргументирует эту датировку тем, что «в 1374 г.,
по указанию летописи, имелся уже и храм, посвященный имени этого
святого» [6, с. 143].
Начало местного почитания Александра Ярославича во Владими-
ре относится к 1380 г., когда были открыты его мощи и начался про-
цесс подготовки к канонизация. Соответственно, его Житие не могло
быть написано ранее того, как Александр был канонизирован.
По сложившейся в православной церкви традиции Житие пишет-
ся только после обретения нетленных чудотворных мощей и приня-
тия решения о канонизации. Такая последовательность документаль-
но прослеживается в показательном случае с канонизацией (1650 г.),
деканонизацией (1677 г.) и повторной канонизацией (1909 г.) Анны Ка-
шинской (ум. в 1368 г.).
Ее нетленные мощи были обретены в 1649 г.
Основанием для официального освидетельствования ее мощей стало
то, что у гроба княгини произошло 8 чудес исцеления. В 1650 г. Анна
Кашинская была официально канонизирована. Тогда же создается
первый вариант Жития Анны Кашинской.
Следует отметить тот факт, что основанием для отмены почита-
ния Анны Кашинской были признаны несоответствия текста ее Жи-
тия летописным источникам, в том числе в датах, лицах, местах дей-
ствия (всего 13 пунктов) [30].
Кроме чудес никакие другие заслуги при жизни не могли быть
основанием для канонизации. Этот неписаный обычай соблюдался
строго даже в конце XIX в., когда вера в нетленные мощи и чудеса
среди образованной части верующих была не столь сильна и именно
прижизненные заслуги могли бы рассматриваться как основное усло-
вие канонизации. Это подтверждает описанный в романе Ф.М. До-
стоевского «Братья Карамазовы» пример со старцем Зосимой, кото-
рого еще при жизни почитали «за несомненного и великого святого».
На его похороны прибыли «толпы» ожидающих чудес исцеления, до
которых дошли слухи о нетленности мощей Зосимы. Однако обна-
ружилось, что мощи старца подвержены тлению («провоняли»). Со-
ответственно, от тленных мощей невозможны и чудеса [31]. После
этого ни о какой канонизации старца речи быть уже не могло.
Описываемые в Житии чудеса от мощей святого указывают на
дату его написания. Соответственно, дата последнего указанного чу-
да и будет датой написания данной редакции Жития. Однако в самом
раннем («первоначальном») тексте Жития Александра Невского в
Лаврентьевской летописи фрагменты, в которых могли быть указаны