Время написания Жития Александра Невского
Гуманитарный вестник
# 3·2016 9
сцена поединка с вражеским предводителем оставлена. Если предпо-
ложить, что именно Сказание о Довмонте послужило основой для
Жития Александра Невского, то появление сюжета «о храбрых му-
жах» в последнем вызвано необходимостью обосновать претензии на
то, что описание Невской битвы составлено со слов очевидцев, а не
является заимствованием.
Еще один аргумент первичности Сказания усматривается в цити-
ровании мотивов вражеского вторжения. Целью нападения на Псков
вражеского войска под руководством «мастера земли Рижской» было
«пленение» города [27, Псковская вторая летопись, л. 164 об.]. Задача
покорения Пскова с целью обеспечения безопасности Ливонии озвуче-
на и в Ливонской рифмованной хронике [25, стихи 07677–07681]. Ана-
логичную мысль высказывает и Житие, говоря о намерениях «короля
части Римской» — «пленение земли Александровой» [10, л. 168 об.].
Возникает вопрос: откуда автор Жития Александра мог знать о планах
врага, если они даже не вступили в пределы Новгородских владений
(ближайший к месту сражения новгородский форпост Орешек был ос-
нован только в 1323 г.) и не совершили никаких враждебных действий?
Только если скопировал этот сюжет из Сказания.
Определяющее значение для признания вторичности Жития по
отношению к Сказанию имеет сравнение того, как в них описывают-
ся молитвы перед боем и обращение князя к дружине. Довмонт, как и
следует псковскому князю, призывает «постоять за святую Троицу».
Александр почему-то тоже «уповает на святую Троицу
» 1 .Но, в отли-
чие от псковичей, новгородцы клялись святой Софией.
В Сказании святая Троица упоминается шестнадцать (!) раз. Свя-
тая София (но не самостоятельно, а вместе со святой Троицей) —
один раз в описании Раковорской битвы, поскольку в ней участвова-
ли и новгородцы. А в изначальном тексте Жития по Лаврентьевской
летописи святая София вообще не упоминается. Следовательно, ав-
тор Жития, не знакомый с различиями новгородской и псковской
субкультур, не обратил на этот момент внимания и скопировал обо-
рот из Сказания про святую Троицу в Житие.
Следует также отметить, что поскольку ни Новгород, ни Псков не
пострадали от монгольского нашествия, то в них не наблюдалось то-
го упадка культуры, который исследователи фиксируют в подверг-
шихся разгрому регионах. Следовательно, жанр светской биографии
в среде книжников Пскова и Новгорода имел все основания заро-
диться раньше, чем во Владимире.
Да и сама канонизация Довмонта в Пскове состоялась ранее
(возможно больше, чем на полстолетия), чем Александра во Влади-
___________
1
«И си рекъ, поиде на ны в мале дружине, не сождавъся со многою силою
своею, но уповая на Святую Троицю» [10, л. 169].